Шел второй год войны. Девочка Надя в составе фронтовой артистической бригады объезжала солдат, когда у нее было видение – во время решающей атаки советскому капитану отрубил голову огромный тевтонский рыцарь, выпрыгнувший на своем коне из тумана. Вскоре она попала под бомбежку и все забыла. Попав волею судеб на Лубянку, девочка вспомнила, что состоит на службе в Шестом отделе советской разведки, специализирующемся на магических спецоперациях, а всех ее сослуживцев-пионеров убили. Теперь пришла пора добывать их с того света – только так можно дать отпор немецкой Анненербе, приготовившей Красной армии показанный в первом видении оккультный сюрприз с мечом и в латах.
Вся эта дичь, плохо поддающаяся пересказу (особенно без спойлеров), стала настоящей сенсацией летнего ММКФ.
На фоне отечественных картин о сущности нашей духовности, бытописаний малых народов и дежурных фестивальных премьер картина Михаила Шприца и Алексея Климова «Первый отряд» смотрелась не просто выигрышно, но совершенно обескураживающе. В принципе, каждый, кто хоть немного интересуется кино, уже в курсе – два отечественных энтузиаста совместно с примкнувшими японцами сняли совершенно безумное аниме, посвященное неизвестным подвигам входивших во все школьные программы пионеров-героев. Сделали сказку из героев былых времен. У создателей все немедленно ринулись брать интервью и вообще наводить соответствующий хай. Шприц и Климов говорили сдержанно, прокатная судьба фильма тогда еще только решалась. Теперь же фильм наконец выходит в Москве тринадцатью экранами, что для подобного проекта весьма неплохо, то есть всяко лучше, чем два или пять. Могло быть и больше (создатели говорили о 150 копиях), но за несколько дней до проката пираты слили копию в интернет, что, похоже, очень напугало прокатчиков.
Ну и самое главное – о картине можно поговорить не в контексте фестивальной программы, а более, так сказать, взвешенно.
Теперь понятно, что едва ли не лучшая часть фильма, не вызывающая никаких вопросов, это открывающие титры. Пропагандистские плакаты, стилизованные под большеглазых японских мультгероев пионеры, ретрофутуристический саундтрек диджея Краша задают тон повествования и идеально отражают идею героической фантазии, задуманной создателями. К самому мультфильму претензий, если разобраться, куда больше. На самом деле это не совсем кино. Финал у истории определенно промежуточный, характеры персонажей прописаны слишком пунктирно, да и вообще фильм представляет собой скорее не кино, а картину в буквальном смысле — визуальный ряд таит гораздо больше смысла и удовольствия, чем похожая на завязку долгоиграющего сериала история. Даже вставки с говорящими головами в духе бюджетных документалок ВГТРК лишь добавляют происходящему колорита.
Романтизация советского прошлого дело скользкое, но режиссеры с ней справились, создав свое собственное художественное пространство, населив его множеством колоритных персонажей, но добрая половина не получила никакого развития.
Ругать создателей за это, если честно, дело неблагодарное, поскольку уже то, что есть, приносит сильно превосходящее цену билета удовольствие. Здесь хотелось бы пуститься в долгие перечисления предметов диковинно преломившейся в картине советской реальности, но, право слово, это стоит того, чтобы увидеть своими глазами. Единственное, о чем хочется предупредить зрителя: «Первый отряд» — это лишь дверь в этот старый новый мир, и не стоит ждать от него чего-то большего. Тех же, кто уже посмотрел картину, можем обнадежить: Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова и Надя Богданова обязательно вернутся — Шприц и Климов, по их словам, сейчас вплотную работают над сиквелом.