Беден мир профессий героинь современного женского чтива. Каждая первая – журналистка. Каждая вторая – писательница. Или бизнес-леди неопределенного рода занятий (любовница, жена, проститутка). Книжка Соломатиной в этом плане – изящное исключение. Героиня – акушер-гинеколог. Как и автор. Пришла в родильное отделение по распределению. Ну и сыпятся на нее всякие грустно-забавные случаи.
Соломатина их со вкусом рассказывает.
Причем делает это, с точки зрения сериала «Скорая помощь», – абсолютно непрофессионально. Никаких тебе бразильских ходов, поворотов, конфликтов, затверженных любовных линий. Просто попал человек, мечтавший заниматься литературой, сначала в мед вместо журфака. Потом в родильное отделение вместо редакции. Но это не мешает ее рассказам быть вполне живыми и даже живорожденными.
Неуверенность составителей – кто это будет читать – чувствуется.
Поколебавшись, сделали все же ставку на дам со сроком беременности от двух и выше недель. К собственно сборнику рассказов юной врачихи-родовспомогательницы пришит сборник ее же остроумных постов на темы беременности, рожениц и похождений младенцев по родовым путям. На тот случай если, изведясь в предродовой депрессии, читательницы захотят прикупить книжку про то, что их ждет, с заметками в любимом интернет-формате.
Желающие приобщиться к прозе сборник постов могут пропустить, ничего не потеряв. Жутковатые термины из курса акушерства не оставят вас и в собственно литературной части. Там их хватает, но в меру.
Соломатина верна отечественной трагикомичной традиции записок юных врачей.
Часто смеется сама. Заставляет смеяться читателя. Смех ее резок, суховат, жесток и заразителен. Иногда со слезой над людским чудачеством в отдельно взятом родильном зале районной многопрофильной больницы.
Эти байки и полубайки рядом с гинекологическим креслом почти лишены пикантности. Они не придуманы, и, как бы занятны ни были персонажи (очень темная цыганка в золоте и в первый раз в жизни специально для больницы надетом нижнем белье, стервозная и глупая любовница ба-альшого начальника или жертва сексуальных утех) – хирургическое железо и всякие медицинские неприятности, от которых умирают, – они все время где-то рядом. Существование героини, ее забубенных коллег-профессионалов и пациентов между жизнью и смертью вполне реально, со всеми вытекающими литрами крови и попытками их остановить. Иногда немножко нервно. С попутными не грешащими против вкуса сентенциями и подобающими случаю афоризмами. Но без утомительного пафоса.
Вкус и дар рассказчицы у Соломатиной, бесспорно, есть.
Ожидаемый очерк нравов российского общества – любопытнее интересного положения героинь. Общество это получается довольно диким. Смена лошадей на автомобили и арифмометров на компьютеры мало что изменило в нас, судя по рассказам Соломатиной, со времен Булгакова и Чехова. Все так же грязны и в дырах докторские халаты. Все так же не хватает в операционных самого необходимого. И так же творят чудеса доктора, когда по всему им следовало бы закрыть это свое родильное отделение вкупе с многопрофильной районной больницей — и уйти куда глаза глядят.
Рассказчицу и героиню трудно представить себе в иной роли, кроме как готовой в любой момент кубарем скатиться с кушетки в дежурке и лететь, чертыхаясь, в приемное отделение.
Книга интересна профессией автора. Автор держится за нее изо всех сил.
Они так же неразлучны, как гламурная писательница с любовницей олигарха в своем романе.
Медицина к концу сборника слегка достает. Почему-то хочется, чтобы автор, наконец, сменила профессию. Или хотя бы на пару рассказов и десяток страниц забыла о ней. Тем более что Татьяна Юрьевна Полякова, от лица которой ведется повествование, интересна сама по себе, вне повседневных служебных конфликтов и разборок со смертью.
Для дебютных записок врача – чем крепче привязан автор к собственной биографии, тем, пожалуй, лучше. Для продолжения писательской карьеры — неплохо бы, ради эксперимента, перерезать пуповину, связывающую твою литературу с твоим исключительно личным опытом. А затем поскорее удалить послед.
Татьяна Соломатина. Акушер-ха! М., «Яуза-пресс», 2009.