Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Русалочка до шестнадцати

Культура по четвергам

Культура по четвергам: выход в прокат ленты Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо на утесе» стал хорошим поводом поговорить о дискриминации половозрелых.

На этой неделе в прокат выходит мультфильм Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо на утесе». Выходит даже не с опозданием: называть едва ли не годовую задержку «опозданием» значит льстить немилосердно. Поэтому разумнее говорить даже не о фильме – кто же из интересующихся творчеством Миядзаки его не видел? – а о сложившейся репутации этой ленты.

А репутация эта, надо сказать, весьма своеобразна. Хаяо Миядзаки, один из немногочисленных живых великих сказочников мира, долгие годы был своеобразным Акелой мультипликации. Несмотря на почтенные годы – режиссеру уже к семидесяти, – он оставался едва ли не единственным мультипликатором, который не промахивался никогда. Все его фильмы становились событиями, все стали классикой анимации и все до единого и по сей день остаются в строю. Как ему удалось ни разу не ошибиться при весьма высоком темпе работы — рассуждать не будем: вопрос тянет на диссертацию. Интереснее другое: «Рыбка Поньо» стала едва ли не первым фильмом мэтра, принятым поклонниками с прохладцей. Нет, никто (кроме совсем уж дураков) не кричит: «Акела промахнулся!» — качество нового фильма не оспоришь, на таком уровне сегодня работают единицы. Но очень уж большой процент грустно констатирует: «Акела постарел».

Бросок еще по-прежнему смертелен, но хватка, мол, уже не та, а зубки стираются.

Если же попытаться вычленить суть претензий, то она будет примерно следующей. «Рыбка Поньо», дескать, получилась слишком рыхлой, логически противоречивой, но при этом простенькой и бесконфликтной, Миядзаки-сан опопсел и ударился в какую-то сопливую диснеевщину. Как это, мол, после многозначности и глубины «Унесенных призраками» и «Шагающего замка Хоула» разменяться на такую простенькую сказочку: взять за основу андерсеновскую «Русалочку» и упростить эту вечную историю до предела.

Попробуем разобраться, насколько обоснованы предъявляемые векселя.

Сюжет «Рыбка Поньо на утесе» действительно напоминает сказку великого датчанина. Во глубинах океана в окружении многочисленных сестер живет некое существо с почти человеческим лицом и рыбьей конституцией. Папа у нее – не вылезающий из моря волшебник-мизантроп, мама – вообще морская богиня. Однажды Брунгильда (так зовут нашу героиню) неосторожно подбирается слишком близко к берегу и попадает в беду – пошло застревает в выброшенной стеклянной банке. Но пятилетний мальчик Сосукэ вылавливает узницу, освобождает из прозрачного узилища и забирает ее домой, намереваясь обзавестись домашним питомцем. Спасенная, кстати, ничего против не имеет. Серьезный не по годам Сосукэ на редкость обаятелен и заботлив. Он живет с мамой, которая работает в доме престарелых, ходит в детский сад, а с папой-капитаном, который практически всегда зависает в море, общается в основном посредством прожектора и азбуки Морзе.

Тем более что переименованной в Поньо рыбке на берегу все, похоже, только рады – лишь одна брюзгливая бабулька в богадельне ворчит и требует немедленно избавиться от находки. Давным-давно, мол, выловили как-то рыбу с лицом, и тут же случилось цунами. Против только морской папенька, который загрязняющих море людишек терпеть не может и быстренько устраивает похищение дочки и возращение ее в родные пенаты. Вот только доченьке очень понравились и Сосукэ, и жизнь на свежем воздухе, и она решила непременно стать человеком и перебраться на берег навсегда…

Вот тут-то и начинаются и цунами, и тайфуны, и наводнения, и прочее буйство стихий, эмоций и ситуаций…

Все это сделано с фирменной миядзаковской красотой и блеском, в очередной раз доказывая, что мэтр ни йоты не потерял ни в технике рисунка (фильм сделан без использования компьютеров, только ручная прорисовка), ни в своем благородном безумии. Все эти гигантские кистеперые рыбы девонского периода, проплывающие над знаком ограничения скорости, корабли с плавниками вместо винтов, воздушные пузыри, используемые то как скафандр, то как камера предварительного заключения, куриные ноги и гигантские свечки – в общем, все фишки, которыми щедро сдобрен фильм, не позволяют усомниться. Да, перед нами все тот же Миядзаки, с его летающими свиньями и воинственными пенсионерками, все тот же кудесник струек пара, мотыляющихся шатунов, викторианских кринолинов, прыгающих чучел, чавкающих хряков, постукивающих призраков, пассажирских котов и летающего всего-чего-угодно – метел, дирижаблей и островов.

Тем не менее претензии недовольных на первый взгляд действительно справедливы: «Рыбку Поньо на утесе» действительно можно назвать неглубокой и бесконфликтной.

Отрицательных персонажей в фильме просто нет, а грозящий Земле вследствие самовольства Поньо глобальный катаклизм всерьез, похоже, не воспринимает никто – ни герои, ни тем более зрители.

Но, прежде чем ворчать, неплохо бы задуматься вот над чем. Да, «Рыбка Поньо» — детское кино. Не универсальное – и взрослым, и детям, как обычно у Миядзаки, а именно детское, нацеленное исключительно на юную аудиторию и всячески это подчеркивающее. Столь яркой «возрастной нацеленности» за Миядзаки не замечалось со времен «Мой сосед Тоторо». А теперь ответьте мне на вопрос: почему всемирно любимый сказочник не делал подчеркнуто детских сказок столько лет? Почему, сделав гениального «Тоторо» (и с этим эпитетом не спорит практически никто, не случайно именно изображение Тоторо стало эмблемой его студии «Гибли»), он оставил эту тему и вернулся к ней только сейчас?

Да именно потому, что, собравшись делать детский фильм, Миядзаки не упростил, а усложнил свою задачу, усложнил до предела.

Сделать фильм, в котором каждая возрастная аудитория найдет что-то свое, гораздо проще, чем нацелиться исключительно на детскую аудиторию. Великие сказки для детей появляются гораздо реже великих романов – потому и живут на порядок дольше.

Здесь уже скидок не будет, здесь не отговоришься: «А это не вам, а папам с мамами». Детская аудитория самая требовательная, чутье у них неимоверное, любую фальшь они расколют за секунду.

Режиссер действительно не молодеет, вероятно, поэтому он и решил проверить себя по максимуму, поставить перед собой максимально сложную задачу. И все недостатки фильма, на которые пеняют критики, обусловлены именно тем, что фильм не для них делался.

Да, в фильме нет никакой предыстории, у него «рваное» начало, он стартует с места в карьер, и, откуда взялся тот же подводный колдун Фудзимото, бывший муж богини, мизантроп и обладатель полосатой двойки, мы не знаем и, наверное, не узнаем никогда. Но это недостаток исключительно с точки зрения взрослых, а во всех великих детских сказках именно так обычно и происходит. Залетает, к примеру, в комнату толстенький человек с пропеллером — и даже не задавайтесь вопросом, кто он такой, откуда взялся и как жил до этого.

Ка-ка-я-раз-ни-ца?! Это сказка.

Да, персонажи, особенно взрослые, часто ведут себя нелогично. Мама Лиза, к примеру, не только ни на секунду не удивляется, что приведенная сыном девочка еще утром была рыбкой, но и без малейших сомнений оставляет сына и гостью одних во время наводнения. Но там, где взрослый видит логические провалы, ребенок просто отдается воле сказки. А что, в каноническом «Тоторо» было по-другому? Тамошний папа точно так же принимал волшебство как должное и дочек своих нимало не стеснял. Потому как функция взрослых в сказках одна – играть свою роль и не мешать. Твой номер шестнадцатый, товарищ дееспособный: не на своем поле играешь.

Аллюзий во время просмотра «Рыбки Поньо» действительно может возникнуть невероятное количество – от Андерсена до Грина (причем «Алые паруса» здесь очень естественно сочетаются с «Бегущей по волнам»). Но Миядзаки как будто специально берет самые взрослые, самые многослойные и – чего уж там – грустные сказки и перегоняет их в невероятно доброе и светлое зрелище.

«Упрощение», — скажете вы. «Радость», — отвечу я.

Та самая радость детства, безграничное и тотальное счастье, которое с годами мы испытываем все реже, а вспоминаем все чаще. 68-летний Миядзаки как будто все время проверяет себя на излом, все время допытывается: «А помню ли я еще?» Помню, как это здорово: океан начинается от самого крыльца, рыбья мелочь поклевывает тапочки на ступеньке под водой, и надо спускать на воду что-нибудь плавучее и отправляться в далекую экспедицию?

Помнит.

Именно поэтому для детей «Поньо» не развлечение, не отдых и не полезное для развития зрелище, а нечто гораздо большее. Сказка. Настоящая. Волшебная.

А что же нецелевая аудитория, те, кто пешком под стол уже не влезут? Да, сказочник намеренно оставил их за бортом. Да, он не положил в это угощение почти ничего из того, что так привлекало взрослых в других работах мастера. Да, вы практически не найдете в фильме ни мудрых мыслей, ни вечных вопросов, ни ослепляющей глубины.

Ничего этого вы не получите. Но, если вам повезет, вы приобретете гораздо большее.

Пусть на часок, но вернетесь в те времена, когда деревья были большими, а мир – еще неразведанным.

Новости и материалы
На Западе рассказали о плане Зеленского до инаугурации Трампа
Путин рассказал о планах реконструировать 75 аэропортов по всей стране
Названы лучшие методы лечения СДВГ у взрослых
Путин рассказал о масштабах строительства и ремонта автодорог в России
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Все новости