Во время бунта в колонии строгого режима судьба-злодейка связывает узелком судьбы двух заключенных. Один из них – познавший на собственной шкуре истинность поговорки «от тюрьмы да от сумы не зарекайся» бывший опер Евгений Кольцов, по ошибке посаженный не на «ментовскую», а в обычную зону. Второй – авторитетный вор, «смотрящий» зоны Сумрак, по паспорту – Виктор Сергеевич Сумароков, человек, попавший в заключение в 16 лет и просидевший здесь «с добавками» еще столько же. Одного рвутся «поставить на ножи» уголовники, второго планирует по-тихому «замочить» поднимающая голову оппозиция, поддерживаемая недовольной властью Сумрака администрацией колонии.
Загнанным в угол осужденным ничего не остается, как уйти в побег.
«Встать на лыжи» вместе при том, что вор, естественно, истово ненавидит «мента», а тот, соответственно, тоже не испытывает к подельнику добрых чувств. И надо же такому случиться, что единственным местом, где беглецы могут пересидеть выставленные кордоны на дорогах, оказывается пионерский лагерь, куда беглые зэки устраиваются вожатыми.
Такова завязка книги Андрея Кивинова и Федора Крестового «Каникулы строгого режима». Фильм, поставленный по этому роману, сегодня вышел в прокат.
Главное, что следует знать об этом фильме, — это проект Первого канала.
Именно это обстоятельство определяет все остальное – как плохое, так и хорошее.
Как и все проекты Первого канала, «Каникулы» — несомненный потрошитель зрительских кошельков, неслучайно других кинопремьер на неделе, почитай, что и нет – никто из прокатчиков не рискнул бодаться с записным блокбастером. Да и куда втиснуться – комедия Игоря Зайцева выходит 1179 экранами в России (а это едва ли не все залы страны), еще 200 копий картины уйдут в кинотеатры Украины.
Как известно, во всех первоканальных кинопроектах главную роль играет либо артист Хабенский, либо артист Безруков, либо они оба вместе – как в недавних «Ирония судьбы. Продолжение» и «Адмиралъ». В данном случае роль «паровоза» взял на себя Сергей Безруков, сыгравший Сумрака. Впрочем, за временно отсутствующего Хабенского вышла вполне достойная замена – роль опера Кольцова исполнил Дмитрий Дюжев. Да-да-да, «Саня и Космос снова вместе» плюс еще несколько поводов для радости целевой аудитории.
Главный из них – фильм действительно неплохой.
Можно сколько угодно ругаться в адрес «Эрнста и К» (а компания действительно все та же – продюсерами фильма выступают Джайник Файзиев, Анатолий Максимов и Николай Попов), но трудно не признать – на фоне среднестатистической продукции российского кинематографа проекты Первого канала с точки зрения профессионализма выглядят Николаем Валуевым, марширующим в колонне пятиклассников. «Каникулы строго режима» этой планки не опустил, а скорее приподнял.
Хотя фамилия режиссера и внушала большие опасения, но результат, слава богу, превзошел ожидания. Создатель телесериала «Есенин» Игорь Зайцев снял добротную и крепкую семейную комедию, которую с чистой совестью можно рекомендовать всем, желающим скоротать вечерок, причем вне зависимости от возраста. Вольная вариация на тему знаменитой серии анекдотов «зэк откинулся и устроился воспитателем в детский садик» у него получилась смешной, на удивление не пошлой, почти не натужной и весьма динамичной.
Глуповатой, правда, не без того, но таковы уж законы жанра.
Не раздражают даже постоянные апелляции к советской классике вроде «Джентльменов удачи», в хвост и в гриву пользуемые бойцами рекламной компании. «Каникулы строгого режима» действительно похожи на фильм Александра Серого – пусть не уровнем, так интонацией. По крайней мере, та самая вплетенная в гэги грустинка у Зайцева наличествует, благодарные зрители обычно формализуют эти впечатления фразой: «И посмеешься, и поплачешь».
Безусловно, благодарить за это надо в первую очередь литературную основу. Смех сквозь пресловутые «невидимые миру слезы» — фирменный прием Андрея Кивинова, самого, может быть, недооцененнего нашего писателя. Его повести, особенно ранние, стали, пожалуй что, лучшим отражением пресловутых 90-х средствами жанровой литературы. Правда, последующие интенсивные труды на ниве сериальных сценариев изрядно укатали Сивку, но…
И вот здесь начинается «но…».
Роман «Каникулы строгого режима», может, и не лучший у него, но это вполне достойная книга – очень смешная и очень жесткая. Это в первую очередь рассказ о людях, загнанных жизнью в угол. Людях, которые хотят выжить и остаться людьми в мире, выстроенном, вопреки обещаниям, не по Фридману, а по Кафке. Это – суть, а все гэги, шутки и каламбуры идут приправой.
А Первый канал, ничтоже сумняшеся, перегнал этот весьма горький роман в сладенький водевильчик. Веселый красочный капустник с самурайской эстетикой, карнавалом и переодеваниями. Перегнал умело, не поспоришь, перелицевал с вполне понятными целями – да, запросы целевой аудитории, да, особенности проката, да, необходимость вернуть немалые по сегодняшним временам финансовые вложения в 5 миллионов.
Главная претензия к Первому каналу как раз и состоит в том, что они делают неплохие фильмы. А могли бы – хорошие.
Материал позволял сделать фильм, а сотворили проект, могли покормить нас твердой пищей, но заказчики опять сделали выбор в пользу манной каши.
Утешение можно найти только в еще одном недостатке фильма. Как это часто бывает с проектами «Первого», на самом деле «Каникулы строгого режима» — не настоящий «полный метр», а сериальная нарезка, искусно сведенный микс из особо ударных эпизодов предстоящего нам в следующем году «многосерийного телевизионного». А Сергей Безруков в одном из интервью проговорился, что многие удачные эпизоды пошли под нож именно по причине своей жесткости, нежелания «грузить» пришедшую в зал отдохнуть аудиторию. Чем черт не шутит – вдруг сериальная версия сможет выскочить из этого заколдованного для «Первого» промежутка между «неплохим» и «хорошим»?