Самая бурная реакция, на которую могут рассчитывать провинциальные комики Женечка, Серега и Эндрю, выступая в местном ДК, — обстрел помидорами. А потому, поддавшись на искусительные уговоры преуспевшего в столице знакомого, они собирают манатки и двигают в Москву. Чтобы, понятное дело, работать. Ну, и стать богатыми. С последним у них выходит на удивление скоро: блеснув по случайности в клубе с феерическим номером про Красную Шапочку, Женечка доводит мафиози до смерти от смеха, после чего друзья сбегают, угнав «Запорожец» с деньгами. За оболтусами шлют киллеров, некий правительственный чиновник, страсть как похожий на нынешнего премьер-министра, отправляет в погоню сексапильный спецназ, но артистическое трио вошло в раж, поэтому кто не прятался — сам дурак.
Зловещее «эпизод первый», приписанное к названию фильма «Лопухи» сулит неминуемое продолжение банкета, но испугать нас не так-то легко.
Мы уже народ пуганый — пережили два «Самых лучших фильма», справимся и с «Лопухами». Тем более первый шок давно миновал, риторический вопрос: «Они сами-то пересматривают то, что снимают?» — подутратил актуальность, а на смену брезгливости и недоумению пришло горькое понимание.
Да, в отечественном кинематографе утвердился субжанр юморины, которой стало тесно в рамках камеди-клабов, городков и осторожно, модернов – эдакое «Аншлаг-кино». И, может, в телевизоре этот монстр и выглядит порою довольно мило, а вот в кино — увы.
Но кипятиться по этому поводу бессмысленно, потому что, перефразируя еще одного известного Владимира Владимировича, если даже в кризис продолжают выходить подобные фильмы, значит, это кому-то нужно.
Столь же бессмысленно повторять, что конечный продукт не имеет никакого отношения к искусству, и гундеть о том, что кривлянье и игра — две очень большие разницы. Критерий таков: коли вам по душе этюды Харламова, придутся ко двору и кульбиты выпускников «Уездного города» с «РУДН», в противном случае — бегите без оглядки.
Есть тем не менее в «Лопухах» и кое-что заслуживающее внимания.
К примеру, как бы патетично это ни звучало, в картине нет-нет да и прорывается дух кавээновской свободы. Все-таки наш бывший глава государства — нечастый гость в кинофильмах: был, конечно, заискивающий «Поцелуй не для прессы», но авторы всю дорогу отнекивались, президента президентом не называли и до последнего настаивали на собирательном образе, пусть даже биография героя и его прототипа совпадали с точностью до мелких деталей. А вот в КВН, напротив, «наше все» не стесняются использовать в качестве предмета для шуток: экс-президент играл в «Угадай мелодию», рассказывал про себя анекдоты, в памятной питерской постановке в его уста вложили вошедший в века мем про большую семерку и «козлят — это глагол».
Так что появление премьера в «Лопухах» (впрочем, небольшое и осторожное) выглядит если не смелым выпадом, то хоть каким-то свежачком на общем аполитичном кинофоне.
Еще любопытней, что когда в «Лопухах» мутузят одетого в рекламный костюм бутерброда героя, режиссер Андреасян дает почти что Серебренникова. Если помните, в киноальманахе «Короткое замыкание» (он открывал «Кинотавр» и вообще претендует на то, чтобы представлять новую волну эстетского отечественного кинематографа), был эпизод Кирилла Серебренникова, в котором по морде удивительно схожим образом получал наряженный в креветку Чурсин. Что, в общем-то, приводит к неожиданным и весьма печальным раздумьям: быть может, пропасть между нашим фестивальным кино и КВН-блокбастерами не так глубока, как кажется.