Самым тревожным в ожидании второго пришествия француза по происхождению и гражданина мира по призванию Ману Чао были прогнозы синоптиков. Мало того, что они как заведенные уже неделю обещали кратковременные дожди и переменную облачность, так еще и в день концерта посулили +14. Такая температура для выступления горячего «левака» и пропагандиста латины могла стать фатальной, но все обошлось серым небом. Тут еще придется признать и стойкость столичных меломанов, которые, несмотря ни на что, набили десятитысячную площадку до краев, плюнув на возможные осадки.
Публику можно понять – афиши концерта обещали действо и вправду незабываемое.
В программе было заявлено выступление сразу двух довольно радикальных музыкальных формаций, хотя на деле их оказалось гораздо больше. На разогреве выступили азиатско-европейские радикалы-электронщики Fun-Da-Mental. Со звуком им, как и на позапрошлогодних «Крыльях», не повезло. Несмотря на явно площадный бунтарский дух, в их сочленении драм-н-бэйса с этникой все же слишком много нюансов, которые теряются при малейшей неряшливости звукорежиссера. Так было и на этот раз, впрочем, фанатам группы, пришедшим размяться перед запланированным на следующий день клубным сольником, это не сильно помешало. А уж завершивший часовое выступление кавер на «Anarchy In The UK» Sex Pistols уже пели хором абсолютно все.
После небольшого технического перерыва на сцену поднялись и сами главные виновники собрания.
В глаза сразу бросилось отсутствие бригады техников и порядком потертые гитары, которых было не по двадцать штук, а по одной — по две. Собственно, эта деталь и позволяла не забыть, что перед нами не просто певцы, а настоящие пролетарии от музыки, с этими самыми упомянутыми мутировавшими левацкими убеждениями. Впрочем, нет, второй деталью был гигантский бас-гитарист коллектива, на груди которого красовался портрет вечнозеленого команданте.
Строго говоря, в Москву приехал несколько не тот проект, которого ожидало большинство. Ману за свою карьеру успел сменить внушительное число вывесок.
На этот раз его группа предстала в образе, называемом «Radio Bemba Soundsystem».
К легендарным ямайским саундсистемам все это имеет мало отношения и, если вкратце, выглядит так. Ману начинает играть какую-нибудь свою песню, например, хитовую «Me Gustas Tu», а в середине расслабленное рэгги без предупреждения соскальзывает в ураганный панк-рок. И так, в произвольной последовательности, два с половиной часа. То есть, строго говоря, на сцене одновременно было две группы, а третья – первый успешный чисто панковский коллектив вокалиста Mano Negra – вышла на один из бисов.
Несмотря на некоторое однообразие, альбомный материал на живых выступлениях выгодно преображается, отправляя ноги и туловища в пляс, а в какой-то момент можно и вовсе услышать собственный голос, подпевающий маленькому смешному человечку в камуфляжной кепке на чистом испанском.
Живые шоу Ману Чао, впрочем, давно известны своей зажигательностью, а умение бесшабашно повелевать многотысячной толпой у певца никак не отнять.
Интереснее другое. После действительно радикальных Fun-Da-Mental, потрясание кулаками под бодрое ска выглядело не политическим высказыванием, а лишь элементом танца. Еще удивительнее, что музыке группы такой расклад шел только на пользу – от манифестаций мы тут все уже, если честно, порядком устали. В этом гибриде рэгги, латины, рэпа и панка, по правде говоря, вообще не содержится никакой агрессии. Скорее с годами к ней куда больше, чем раньше, стало подходить в шутку подобранное, в качестве стилевого определения, самим автором слово патчанка – презрительное испанское название легкой танцевальной музыки.
Так вот: два с половиной часа патчанки оказывают на измученный городской жизнью организм действительно потрясающий омолаживающий эффект. Еще приятнее от того, что такому же волшебному воздействию подвержены и сами музыканты: пропрыгавшему весь концерт Оскару Трамору (таково настоящее имя лидера группы) завтра исполнится 48 лет.