Как известно, металлические группы частенько размножаются делением. Отечественные примеры всем известны, кроме них можно вспомнить, к примеру, многочисленные отпочковавшиеся проекты участников Deep Purple. В эти выходные москвичей развлекал еще один образец такой селекции — группа Heaven and Hell. Судя по количеству публики, два дня подряд наполнявшей клуб Б1, новое название никого не ввело в заблуждение.
Коллектив представляет собой состав Black Sabbath начала 80-х и 90-х, когда в попытках заменить стремительно спивающегося и старчивающегося Оззи Осборна лидер группы гитарист Тони Айомми просил попеть изобретателя хэви-металлической «козы» Рони Джеймса Дио.
Концертную программу новообразованного коллектива, соответственно, составляют песни из альбомов Black Sabbath «Heaven and Hell», «Mob Rules», «Dehumanizer» и недавнего дебютника под новой вывеской под названием «The Devil You Know».
Сценография шоу, как и ожидалось, ненавязчиво была выстроена вокруг Айомми и басиста канонического Black Sabbath Гизера Батлера, поскольку именно их сценический тандем был самым привлекательным фактором представления.
В конце концов, Оззи снимал штаны перед москвичами всего два года назад, а Дио и вовсе наведывается в Россию едва ли не каждый год, правда, на площадки поменьше.
Итак, мужчины колдовали над своими гитарами на фоне заборов из цепей, увенчанных стеклянными шарами, — декорация, вероятно, символизировала врата вынесенного в название группы то ли ада, то ли рая. На контрасте с почти неподвижными музыкантами в центральной части сцены размахивал руками 67-летний вокалист, который с каждым годом все больше напоминает какого-то сказочного персонажа вроде социализованного Горлума. Несмотря на почтенный возраст, Дио в отличие от многих коллег по цеху сохранил способность выть и визжать в весьма внушительном диапазоне.
Однако, стоило Айомми ненавязчиво выйти на передний край сцены, как поблескивающая рубаха певца переставала беспокоить зрителей. С годами окончательно превративший в увешанного крестами экзорциста из фильмов ужасов, гитарист свою долю внимания, безусловно, заслужил.
Именно он еще в 70-х, поранив фаланги пальцев, случайно изобрел низкий гитарный строй, который спустя пару десятилетий стал основой целой пачки направлений в нынешнем роке, и среди прочего сочинил музыку к великому альбому Black Sabbath «Paranoid».
Впрочем на этом его достижения, можно сказать, и заканчиваются.
По большому счету, сегодняшние Heaven and Hell напоминают жертву неудачного фокуса с распиливанием — как будто половина человека пытается доказать свою самостоятельность. Недавние концерты Оззи и Iron Maiden показали, что метал сегодня можно играть только с изрядной долей самоиронии. Нет, Дио, разумеется, выглядел смешным — а как еще может смотреться 67-летний сухощавый мужчина в красной рубахе с блестками. Казалось, однако, что одобрительный хохот — это не совсем та реакция, на которую рассчитывал артист.
С другой стороны, лукавая улыбка то и дело посещала лицо Айомми, но он был слишком занят запилами, чтобы сообщить происходящему необходимый градус остроумия. Из образа он вышел лишь однажды, и надо сказать, что, когда такой милейший человек, по-отечески улыбнувшись, показывает «козу», ему можно простить и безнадежно устаревшие песни, и острую нехватку Оззи Осборна, и даже то, что именно по его вине мы теперь вынуждены наблюдать Black Sabbath кусочками.