Карл Фредриксен, квадратноголовый старикан в такой же формы очках, в детстве мечтал отправиться в Южную Америку, чтобы встретить там великого путешественника, за фильмами про которого просиживал первые свои штанишки в кинотеатрах. Собственно, и с женой Элли он нашел взаимопонимание именно на почве этого романтического интереса. Но жизнь, как водится, внесла свои коррективы. За неудачными попытками завести ребенка, работой и прочими обстоятельствами жизни он поседел, похоронил супругу и превратился в обычного пенсионера с обостренным чувством собственного достоинства и клюкой наизготовку. А тут еще мерзкие строители под окнами мало того, что понастроили, так еще и родной домик собрались снести. В общем, клюка нашла свою жертву, а Фредриксен, скрываясь от властей, привязал к домику 20 тысяч воздушных шариков и улетел в джунгли. Покидая воздушное пространство США, он обнаружил, что к крыльцу прицепился не в меру прыткий бойскаут Рассел, которому Карл нужен для получения на грудь медали за помощь престарелым. Вместе они будут таскать летающую хижину на себе, встретят много невзгод и одолеют целую армию говорящих собак.
Студия Pixar, прославившаяся своими мультфильмами про говорящих зверьков и обаятельных страшилищ, наконец почувствовала в себе силы и взялась за людей.
Раньше, напомним, homo sapiens присутствовали в продукции студии лишь в качестве второстепенных персонажей. Однако тема животных в опасности себя подысчерпала, а прошлогодний «Валл-И» показал, что пиксаровцы способны на нечто большее, чем заполнение киноэкранов на время школьных каникул.
Итак, главным героем впервые стал человек, причем человек более чем зрелый, со сложным характером и насыщенной биографией, изложенной в красочном прологе. Собственно, это самое предисловие, увертюра к основному действию — и есть лучшее, что есть в мультфильме. Уже в пересказе становится понятно, что с момента, когда над домом Фредриксена взвивается копна разноцветных шаров, повествование из душераздирающей истории о старости и смерти планирует куда-то вслед за Мэрри Поппинс в направлении страны Оз.
Путешествие на ту сторону, в загробный мир, которым в глазах взрослой аудитории должна обернуться последняя одиссея нашего пенсионера, превращается всё в ту же «Корпорацию монстров».
И от этого уже в начале повествования становится еще обиднее, чем от появления человеков в «Валл-И».
Обидная смена вектора и интонации, как всякая беда, не приходит одна. Вслед за бойскаутом появляются разноцветные птицы и целый выводок упомянутых говорящих псов, которые окончательно сталкивают с авансцены скрипучего главного героя. Но это еще ладно, в конце концов, детям совсем не обязательно раньше времени задумываться о том, как достойно встретить старость и что будет дальше. Проблема тут в том, что уже получившаяся из притчи сказка беспорядочно обрастает чередой довольно бестолковых поворотов сюжета и многократно отработанных гэгов. Больше того, ближе к концу каждый из поворотов беспардонно обещает заслуженный финал, до которого, как выясняется, еще ползти и ползти.
Измотанный зритель с легкостью может ощутить себя на месте героя – сперва его запросто поднимают в небо, а потом заставляют медленно тащить что-то очень тяжелое.
Вообще, несмотря на все сценарные проблемы, пиксаровские мультфильмы всегда можно было принимать внутрь уже просто, чтобы порадовать глаз. Они традиционно обаятельно нарисованы, а это порой стоит побольше взрослых придирок к недостатку экзистенциальной глубины. Так вот, срисованный со Спенсера Трейси и озвученный Арменом Джигарханяном герой и его розовощекий компаньон в решающий момент предательски начинают напоминать героев советских кукольных мультфильмов, которые нормальный российский родитель искренне ненавидит с детства.