Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Цветет урюк под грохот дней...»

Выставка «Самаркандия» в «Галеев-галерее»

На выставке «Самаркандия» в московской «Галеев-галерее» предложен специфический взгляд на жемчужину Востока – взгляд художника-футуриста Виктора Уфимцева.

Не секрет, что русские художники всегда тяготели к Европе, к ее стилям и веяниям. Потому и интерес к культуре Востока у нас пробуждался посредством западной моды на ориентализм. Но, когда отдельные романтические натуры, увлеченные трендом, отправлялись в странствия по Кавказу или Средней Азии, они обнаруживали не красивую стилизацию, а реальность, которая мало походила на европейские представления. Одних эта реальность отпугивала, других завораживала.

Среди людей, влюбившихся в подлинный, а не выдуманный Восток, был и Виктор Уфимцев, «омский озорник», как называли его собратья-футуристы.

Тут необходимо отмотать хронику на несколько лет назад, в 1919 год, и сказать о том, что авангард тогда был отнюдь не только столичной забавой, уделом радикальной богемы Москвы и Петрограда. Из-за революции и гражданской войны эта художественная «зараза» вместе с ее носителями расползлась по всей территории бывшей Российской империи. По сей день специалисты оперируют понятиями авангарда тифлисского, бакинского, киевского, узбекского, омского. В последнем случае эстетическая революция произошла благодаря одному-единственному человеку – Давиду Бурлюку. Оказавшись на время в колчаковской столице, Бурлюк по обыкновению развил немыслимую активность, агитируя местную молодежь вступать в ряды создателей нового искусства. Устраиваемые им «вечера-грандиозары» производили фурор, и вскоре в Омске возникла довольно многочисленная футуристическая ячейка. К слову, именно из той омской «бучи, боевой, кипучей», ведет начало литературная карьера писателя Всеволода Иванова и поэта Леонида Мартынова.

Их соратником стал и юный художник Виктор Уфимцев, герой нынешней выставки.

Период «бури и натиска» продлился несколько лет, в которые вместились и выставки на заборах, и самодельные футуристические сборники, и поездки по сибирским рекам на агитационном пароходе «III Интернационал». А потом стало скучно и серо. Теперь-то понятно, что это взбаламученная революцией жизнь начинала постепенно втекать в казенное русло. Но молодым бунтарям казалось, будто лишь в Омске закручиваются гайки и внедряются бюрократические нормы, а где-то там, за горизонтом, есть сказочные страны с разлитой повсюду свободой творчества. И в 1923 году Виктор Уфимцев со своим другом Николаем Мамонтовым отправился в Туркестан – «туда, где жизнь, а не мещанское неподвижие, где нет безразличных флегматиков, а только клубки нервов, создающих новое футурство».

Это путешествие и лежит в основе экспозиции Уфимцева, поскольку значительную ее часть составляют акварельные листы из альбома «Кусок жизни» 1923–1924 годов. Свою бедовую, но счастливую жизнь в Самарканде художник отобразил в рисованном дневнике, где все события представлены в виде футуристических лубков.

Жанр, который использовался Маяковским для «Окон РОСТа», здесь употреблен исключительно в приватных целях.

Десятки забавных сюжетов рассказывают о похождениях персонажей (среди них и друг Уфимцева, художник Александр Николаев, более известный под псевдонимом Усто Мумин, и его сестра Галина – будущая жена автора альбома) в Самарканде и Бухаре. То, что издалека представлялось экзотикой и царством свободы, на поверку оказалось причудливой смесью азиатских обычаев с советской бытовухой. Конечно, бывали и творческие взлеты, и аншлаги на поэзоконцертах («В антрактах осаждали нашу уборную дамы, артисты, комсомольцы и партийные. Мы были буквально бенефициантами на несколько дней»), но проза жизни неумолимо вторгалась в романтические представления о Востоке.

И все же Уфимцев безнадежно влюбился в эти края и через несколько лет окончательно переселился на жительство в Узбекистан.

На выставке есть несколько работ из серии «Турксиб» – вещей совершенно иного рода, нежели футуристические комиксы в «Куске жизни». Это очень сильные и выразительные индустриальные пейзажи, за которые автору немало досталось от критиков. Выводы он сделал незамедлительно и до конца дней оставался правоверным соцреалистом.

Собственно, до недавних пор Уфимцева и знали прежде всего как автора эпохальных полотен о созидателях коммунистического будущего – совсем не такого, которое грезилось футуристам.

Но вот что любопытно: под конец жизни, на рубеже 1950–1960-х годов, он вдруг снова впал в авангардизм – втайне, конечно, практически для себя. Его поздние коллажи из газет и фотографий выглядят почти так же, как юношеские эксперименты. Видно, что-то крылось в душе три десятка лет, не давало покоя – вот и выплеснулось в итоге. Изобразительное завещание можно трактовать следующим образом: «А все-таки жаль, ведь все могло быть иначе...» Впрочем, на словах официозный художник Виктор Уфимцев никогда подобного не произносил. Только теперь, познакомившись с его архивом, начинаешь догадываться, о чем он тосковал.

Новости и материалы
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
США попросили открепить Морозов из сборной России по фигурному катанию
На Украине объявили об ограничениях в потреблении электроэнергии
Казахстан ратифицировал протокол о транзите российской нефти в Китай
Стали известны место и дата церемонии прощания с президентом Ирана Раиси
Малогабаритные квартиры теряют спрос на фоне отмены льготной ипотеки
Названы люксовые авто, которые предпочитают богатые россияне
Журналистка Баязитова вернулась в Москву
Экс-вратарь Березовский о «Динамо»: по-человечески их уже жалко
Игрок «Крыльев» отрицательно оценил свой сезон в РПЛ
Немецкий летчик предположил, что вертолет президента Ирана мог врезаться в гору
Все новости