С местом автора «Кода да Винчи» на литературном олимпе все давно ясно, наиболее жестко суть сформулировал букеровский лауреат Салман Рушди: «Даже Браун должен жить. Желательно, только жить, а не писать». Но, в конце концов, кинематограф — область совершенно отдельная, и литературоведческие претензии к книжной основе здесь не уместны.
Как, собственно, и к научной достоверности: с историей в кино вытворяли вещи и похлеще невинной шутки с альтернативной трактовкой религиозных символов и текстов.
Интуитивно казалось, что тексты Брауна — историко-детективные квесты, не слишком интеллектуально изощренные, но куда более остросюжетные, чем, скажем, «Маятник Фуко», — идеальная основа для блокбастеров в духе «Сокровища нации». Только в некотором роде поинтеллигентней: все-таки вычитывать в картинах Леонардо тайный смысл не то что искать клад по Декларации независимости. И если экранизация «Кода да Винчи» вышла на удивление унылой и бесцветной, то «Ангелы и демоны» все расставили по местам.
Именно таким должно быть кино по Дэну Брауну — разухабистым, маразматическим до смешного приключенческим аттракционом.
Прямо из адронного коллайдера украден стакан с антиматерией, в Италии пропали главные претенденты на папский престол. И, да, папа уже две недели как умер. Похитители намекают на свою связь с обществом иллюминатов и намерены отомстить католикам при помощи научных достижений — сначала перебить священников, а потом выпустить антиматерию и стереть до кучи весь Рим. По этому поводу в Ватикан прибыли сексапильная физичка (Айелет Зурер) и специалист по символам профессор Лэнгдон (Том Хэнкс), у которого после «Кода да Винчи» (хотя на самом деле «Ангелы и демоны» были написаны до «Кода») весьма натянутые отношения с церковью. Добросердечный камерленго (Эван Макгрегор), заглядывая агностику Лэнгдону в глаза, спрашивает, верит ли тот в Бога, а полицейский начальник оскорблено кричит: «Да наша церковь помогает бедным! А вы что сделали?» В общем, не заскучаешь.
Второй блин комом не вышел:
Том Хэнкс все еще выдает нудноватые псевдонаучные пояснения, но уже чаще на ходу, а бешеная круговерть с ругающимися между собой религиозными инстанциями, по счастью, не оставляет времени для того, чтобы сосредоточиться на смысле исторических изысканий. Причем изданные в 2000 году «Ангелы и демоны» в отличие от «Кода» обладают странноватой, но бесспорной актуальностью. Тут и кончина папы, и ускоритель частиц — не просто заплесневевшая история, а наша реальность и темы куда более своевременные и обсуждаемые, чем роль Марии Магдалины в развитии христианства.
Да, Брауна легко поймать за руку и ткнуть носом: он намудрил с ватиканскими чинами, а антиматерию нельзя вот так взять и унести. Однако над всем этим сумасшествием в фильме витает весьма правдивая мысль: адронного коллайдера в наше время боятся больше, чем Бога.