Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Раскрашенная война

Культура по четвергам:

Культура по четвергам: раскрашивание фильмов «17 мгновений весны» и «В бой идут одни «старики» стало хорошим поводом поговорить о глобальных последствиях подвижек целевой аудитории.

Главное культурное событие предстоящих праздников, конечно же, раскрашенные фильмы. Вокруг показываемых «17 мгновений весны» и еще не показанного «В бой идут одни «старики» сломано столько копий, что даже не по себе. Если почитать развернувшиеся в СМИ и интернете дебаты, сложно отделаться от впечатления, что у нас не выпустили цветные версии черно-белых фильмов, а как минимум взорвали все мемориалы памяти: «Святотатство!», «Кощунство!», «Да как они посмели!», «Зачем они это сделали?», «Мы любили тот фильм, а этот не полюбим никогда, потому что он другой».

Ну что тут скажешь? Да, другой. А что до «не полюбим никогда», так вам же прямым текстом объясняли: не для вас делался. А в расчете на молодежь, не воспринимающую черно-белое кино. Но вообще-то, давайте разберемся по порядку.

Так сложилось, что для людей моего поколения война — черно-белая.

В самом разном смысле этого слова. Про широкий пока не будем, а в узком смысле это, как говорится, медицинский факт. Мы ее воспринимаем не цветной, потому что визуальную информацию о том времени мы считывали именно в таком варианте. Тому масса причин. И потому, что цветная хроника тех лет была разве что у немцев да американцев, и то чуть-чуть. И потому, что все главные фильмы о войне — черно-белые. Не только «Штирлиц» и «Старики»: тут и «А зори здесь тихие», и «Судьба человека», и «Подвиг разведчика», и «Офицеры», и «Летят журавли», и прочая, прочая, прочая.

Наконец просто потому, что все эти фильмы мы смотрели на черно-белых телевизорах и в ином варианте воспринимаем плохо. А в цвете войну видели разве что только те, кто ее пережил.

Сразу становится понятна подоплека столь бурной реакции. Дело вовсе не в святотатстве федеральных телеканалов — какая там, к монахам, десакрализация в расцвечивании? Реальным издевательством над Штирлицем занимались гораздо раньше и именно что мы с вами: или забыли анекдоты и писчебумажные копии «За окном шел снег и рота красноармейцев»?

Просто сегодня все мы, похоже, немного испугались, что эту нашу родную черно-белую войну у нас отберут.

Раскрасят все, до красных революционных шаровар включительно, и будет отныне только так.

И здесь я вам скажу так. Если вы боитесь потерять черно-белую войну в этом узком смысле, то боитесь зря. Пример Америки, где в свое время раскрасили уйму старых фильмов, свидетельствует о том, что это не более чем забава: практически все цветные версии классических фильмов там ныне благополучно забыты. То же будет и у нас: поиграются, покрасят, пока доля и рейтинг прет, а как надоест народу, бросят.

А вот если вас беспокоит исчезновение трепетного отношения к памяти о войне — вот тут порадовать нечем.

Здесь, думается мне, раскрашенные «В бой идут одни «старики» — та самая ласточка, которая к весне уже и припоздала. Колорированный Штирлиц это просто новая версия классического кино, причем самая невинная. А будут и куда более серьезные переделки. По самым объективным причинам: механизм восприятия кинофильмов за последние десятилетия действительно сильно видоизменился, и поэтому саркастические реплики хулителей: «А почему бы еще и не перемонтировать «Штирлица»? Подинамичнее сделать, экшена добавить, в заботе-то о восприятии подрастающего поколения?» — вполне могут оказаться пророческими. В конце концов, новейшая история кинематографа (и не только) свидетельствует, что порох выдумывать становится все сложнее, и поэтому все чаще и чаще кинематографисты решают не изобретать велосипед и обращаются к переосмыслению классики.

А вы как думали, откуда в творчестве столько римейков?

А так как изрядная доля нашей киноклассики это фильмы про войну, смею предположить, что новой версией «Иронии судьбы» процесс не ограничится. Будут делать римейки, будут, и именно что динамичные и с экшеном. И процесс на этом не остановится: ждут нас и приквел Штирлица (уже осенью), и сиквел «А зори здесь тихие», и спин-офф «Офицеров».

И не надо кричать про святотатство. Мне тоже очень хочется крикнуть, но толку-то? Это объективный процесс. Если вы вдруг не заметили, то оглянитесь: наша черно-белая война, в широком смысле черно-белая, где наши всегда белые, а фашисты только черные и по-другому быть не может, уходит в прошлое.

Война перестает быть сакральной, она теряет неприкосновенность.

К сожалению, наблюдающийся в последние годы взлет ревизионизма вроде книг Резуна-Суворова или недоброй памяти эскалация очернения войны художественными средствами вроде «Штрафбата» и «Сволочей» — вовсе не деятельность ворогов-вредителей. Или, по крайней мере, не только она. Если бы не была подготовлена почва, популярности суворовских сочинений нельзя было бы добиться никакой рекламой, а «Сволочи» никогда бы не стали одним из лидеров проката. Я не говорю, что с этим надо примириться и поднять лапки. Просто для того чтобы бороться с явлением, неплохо бы понимать, что оно имеет не только субъективную, но и объективную природу.

Просто в последние годы в действие вступает неумолимый «принцип прямого контакта» с его безжалостной арифметикой: три поколения и не дольше.

Просто есть безжалостный закон: память становится историей через три поколения, когда уходят последние участники событий.

К поколению, которое сейчас входит в силу, в общем-то, бесполезно взывать: «Это же ваши деды воевали!». Просто потому, что их деды не воевали. Им просто некому было подарить цветы в День Победы: они их, воевавших, не видели.

Для них ветераны — фотокарточки в семейном альбоме. Это чужие люди. К ним не приваливались под бочок перед телевизором, не выпрашивали денег на мороженое, не играли с их медалями, и дедушка не объяснял: «Эта — «За боевые заслуги», вот эта вот серьезная — «за Будапешт», а это вообще ерунда юбилейная».

Поэтому для них война примерно то же, что для нас Брусиловский прорыв или оборона Порт-Артура. Неживая история. Да, уважение, да, родство, да, чувство сопричастности. Но отстраненное.

Не прожитое.

Наше, третье поколение — те, у кого воевали действительно деды — нежданно-негаданно оказались последними хранителями живой памяти о той войне. Наша нетерпимость, наше благоговение перед черно-белой войной в немалой степени объясняется тем, что мы представляем, что было бы с дедушкой, посмотри он тех же «Сволочей». Нам этой черно-белой правды достаточно. Им — уже нет.

Время безжалостно, и поэтому дальше будут другие фильмы о войне, обращающиеся к ней без особого пиетета. Впрочем, почему «будут»? Они уже есть. Вот, например, сегодня в прокат выходит «Операция «Мертвый снег» — норвежский белибердовый ужастик о студентах, поедаемых зомби-нацистами. И не стоит кивать: мол, это норвежцы, у них не было 27 миллионов. У нас тоже скоро на экраны выйдет российско-японский полнометражный мультфильм «Первый отряд» об обладающих сверхспособностями пионерах-героях, сражающихся с материализовавшимися призраками тевтонских рыцарей, вызванными оккультным подразделением фашистов.

И не спешите клеймить, лучше честно признайтесь себе: было бы ваше возмущение столь же бурным, если бы события происходили, к примеру, во времена русско-японской войны и с вооруженными катанами самураями бились бы подростки из тогдашнего русского Харбина?

Увы, реку времени не запрудишь, а жернова истории мелят медленно, но методично.

Оптимизм внушает только одно: война (та самая, которую и сегодня называют просто «война», и можно ничего не уточнять) была для нашей страны настолько определяющим и масштабным событием, что с ней неизбежно столкнутся и те, кто родились 20 лет назад, и те, кто родятся сегодня, и те, кто родятся у наших детей. Иначе просто быть не может, миновать не удастся, обойти не получится: войной пропитана вся наша культура последнего полувека.

И выдернуть ее из прошлого дети могут в самом неожиданном месте. Посмеются, например, над мультяшными приключениями воронежского котенка с улицы Лизюкова, да и спросят у нас: «А кто такой был этот Лизюков?». А дальше — наш ход, там и посмотрим, кто мы: хранители живой памяти или просто цветного Штирлица поругать вышли.

Ну а пока — с наступающим вас. С Днем Победы. С праздником, который нельзя переименовать.

Новости и материалы
Эксперты предрекли рекорд по продажам китайских машин в РФ в 2024 году
Обезьяны способны разрабатывать новые инструменты и технологии, выяснили ученые
В МИД РФ объяснили, почему Запад игнорирует сигналы Путина
На Украине опасаются, что ситуация с мобилизацией станет «непоправимой»
Государству передали имущество 40 юрлиц по делу совладельца «Югры»
Стало известно, кто прошел во второй тур выборов президента Румынии
Под Калугой сбили три беспилотника
На МКАД произошло дорожно-транспортное происшествие
Россиянам рассказали, в какие сферы выгодно инвестировать после победы Трампа
Ученые нашли потенциальное решение проблемы микропластика
Североамериканский журналист рассказал о характере травмы Капризова
Назван объем ожидаемого экспорта российского зерна
В Тульской области объявлена опасность атаки дронов
В Курской области предупредили об угрозе ракетного удара
В администрации Байдена пригрозили Израилю прекратить участие в консультациях по Ливану
Mash: при возгорании российского самолета в Турции у пассажиров сгорел багаж
Россия рассчитывает достигнуть рекордного товарооборота с Арменией
Генконсульство России в Анталье сделало заявление в связи с возгоранием самолета SSJ-100
Все новости