Забудьте о Стране неизвестных отцов. Максим Камеррер и Гай Гаал прорвали блокпост и сбежали просить поддержки в свержении угнетателей к мутантам. Впрочем, о них тоже вскоре придется забыть — трусоватые изгои не помогут. Не спасут и варвары, спасет лишь подростковый максимализм и вера в кровавую справедливость. В бойне за мир, смешавшись в однородное красно-желтое месиво, погибнут друзья и враги. Останутся лишь Максим и Странник, самозабвенно выясняющие с помощью кулаков и подручных металлоконструкций, чья правда вернее — обезумевшего блондина-недоросля с гранатой или умного прогрессора, избегающего кровопролитий.
Не станем вслед за создателями картины называть «Схватку» сиквелом.
По словам Роднянского и Бондарчука, новый фильм имеет совершенно самостоятельную ценность и может быть показан зрителю, не пытавшемуся погрузиться в гламурный тоталитаризм Саракша из новогоднего «Обитаемого острова». Этому неожиданному заявлению вполне можно верить: как-то разобраться в происходящем будет одинаково сложно как видевшим предыдущий фильм, так и впервые оказавшимся на вывернутой наизнанку планете.
Как и в первой серии, «Схватка» сразу же погружает зрителя в мир, больше всего похожий на навороченную компьютерную игрушку. Количество трехмерной графики, цветофильтров и прочих искрящих спецэффектов зашкаливает. Разница лишь в том, что если прошлый фильм добросовестно окунал всех желающих в мрачноватый, подражательный по отношению к лучшим образцам кинофантастики, но искренне выписанный и потому притягательный мир, то нынешнее кинополотно больше напоминает куда более архаичную забаву вроде расстрела снежками любовно вылепленной снежной бабы.
Складывается впечатление, что стоило скрупулезно нарисовать и выстроить декорации, как из всей съемочной группы разом полезли внутренние хулиганы.
Хочется верить, что именно они, а не влюбленные в советскую фантастику взрослые кинулись наперегонки и с энтузиазмом крушить только что созданное и жать на все мигающие кнопочки подряд, начисто позабыв про зрителя, который искренне ерзает в кресле, пытаясь понять, что до него, собственно, пытаются донести.
Актерам в сложившихся обстоятельствах ничего не осталось, кроме как устроить какое-то совсем уж, простите, кавайное безумие в лучших традициях второсортного аниме: пучить глаза, дико орать, кидаться тяжелыми предметами и время от времени понарошку напарываться на что-то острое или горячее. Именно этим весь фильм занимаются молодые Петр Федоров и Василий Степанов, следуя за убеленным сединами Сергеем Леонидовичем Гармашом.
Именно так решают здесь философский спор бывший физкультурник Степанов и суровый Алексей Серебряков, который единственный здесь старается не потерять актерского достоинства и добросовестно доигрывает своего Странника.
Спор, конечно, решается согласно тексту Стругацких, а в финале перед глазами ошалевшего зрителя проносятся несколько поучительных сцен в духе утопического итога «марша несогласных», которых у авторов не было. Но эти кадры, скорее всего, останутся незамеченными на контрасте с блестящими сапогами и измазанными бутафорской кровью золотистыми кудрями. Несмотря на громкие политические заявления режиссера про страну и жопу, рассуждения о кризисе или возрождении либерализма здесь, право, не уместны, а тот факт, что ломать всегда попроще, всем и так известен.
И последнее. Конечно, «Обитаемый остров» станет вехой в современном кино, но лишь с точки зрения бюджета и затрат на спецэффекты. Место же национального блокбастера пока остается за совсем другим фильмом, в котором заигравшимся гражданам настоятельно рекомендовали выйти из сумрака.