Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пропаганда Пропагандовна

Культура по четвергам

Культура по четвергам: пиратский слив в интернет громкой воскресной премьеры Первого канала — фильма о войне с Грузией «Олимпиус инферно» — стал хорошим поводом поговорить о методах работы бойцов идеологического фронта.

В воскресенье, как известно всем, хотя бы периодически включающим телевизор, нас ожидает громкая телепремьера – Первый канал покажет фильм Игоря Волошина «Олимпиус инферно». Первое осмысление войны по принуждению Грузии к миру средствами художественного кинематографа пропустить сложно – канал крутит рекламный ролик едва ли не каждые полчаса. Ожидаем ажиотажа.

Больше всего в этой истории удивляет, конечно же, оперативность.

Прошло всего чуть больше полугода – и вот мы уже имеем не только документальные ленты (российская «Война 08.08.08. Искусство предательства» и ответная грузинская «Хроника грузинского августа», снятая на русском языке), но и полноценный художественный фильм. Собственно, этого, конечно, и следовало ожидать, освоить тему собирались многие — по сообщениям таблоидов, даже Гоша Куценко планировал снять «полноценный художественный фильм, а не просто маленькие ролики о том, как мы туда съездили», с рабочим названием «Уикенд» — потому как «грузины начали эту войну в ночь с четверга на пятницу, и выходные получились невесёлые». Но первыми успели все-таки создатели «Олимпиус инферно».

Этот проект, в отличие от многих других, в прессе не афишировался, поэтому известно о нем немногое.

Делала его компания «Красный квадрат кино», а продюсерами выступили ребята из «Базелевс продакшн» — Алексей Кублицкий, Леонид Петров и Стас Довжик, компании, уже не первый раз работающей с Первым каналом — достаточно вспомнить «Дозоры» или «Иронию судьбы-2». Снимал фильм режиссер Игорь Волошин, чья вторая игровая лента «Нирвана» прошла у нас в прокате в прошлом году. Среди актеров маститые тоже не засветились – главные роли исполнили Полина Филоненко, до этого снимавшаяся большей частью в артхаусных лентах вроде фильмов «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики или «Яр» Марины Разбежкиной, и израильтянин российского происхождения Генри Давид, известный на родине как звезда телесериалов «Мирхак негиа» («Дотянуться рукой») и «Масахим» («Жизнь онлайн»). Фильм снимали в Абхазии, и сделан он, как признается Волошин, «в документальной стилистике, в стиле «лайф экшн». Поэтому в картине нет компьютерной графики, все достаточно реалистично». Что еще? Кинопрокат не планируется, телепремьера в воскресенье, в этот же день фильм выходит на DVD.

Последнее обстоятельство, собственно, и обусловило возможность для написания этой колонки.

Потому как фильм, естественно, тут же утек к пиратам и ныне выложен в интернете во всех возможных форматах – от «Видео для PSP» до DVD-9, и ознакомиться с ним до официальной премьеры могут все желающие.

Хихикать начинаешь еще в самом начале, когда американский энтомолог Майкл собирается ехать за бабочками в Южную Осетию – в памяти сразу всплывает незабываемое «Я ест американский энтомолоджист, я еду на Суматра ловит бабОчек» в исполнении пана Ежи Штура. Впрочем, вскоре понимаешь, что создатели вдохновлялись вовсе не «Дежа-вю», а немного другой картиной. После того как увезенный школьником в Штаты Майкл (бывший Миша) и его бывшая же одноклассница, ныне журналистка Женя устанавливают аппаратуру для ночной съемки редкой бабочки вида олимпиус инферно, а снимают в итоге тайное вторжение грузинских войск, сомнений уже не остается – в условиях дефицита времени сценаристы решили не париться.

И позаимствовать завязку у американского фильма «Враг государства», где камера видеонаблюдения за перелетными птицами случайно снимает убийство сенатора сотрудниками АНБ, а потом все бегают за этой кассетой.

У нас – сюрпрайз! — тоже весь фильм бегают: и парочка, пытающаяся скрыться то у миротворцев, то в штурмуемом Цхинвале, и преследующий их по пятам инфернальный злодей Вахо из грузинских спецслужб.

В общем, сюжет богатый — тут тебе и роуд-муви, и боевик с триллером, и лав-стори, и, кто бы сомневался, Пропаганда Пропагандовна. Потому как основной пафос фильма – разоблачить во что бы то ни стало грузинскую военщину, развязавшую войну, но сваливающую все с больной головы на здоровую.

Если вы ждете обличения, как сейчас принято говорить, «пропагандонства», то зря.

Во-первых, к культуре, которую я на данный момент представляю, это не имеет прямого отношения, а во-вторых, ну сколько уже можно оскорбленную невинность изображать и твердить, как режиссер Игорь Волошин в интервью «Радио Свобода (организация включена Минюстом в список иноагентов)»: «Для меня там самое важное – история двух молодых людей, попадающих на войну. И у них есть выбор – остаться людьми или просто спасать свою жизнь. И я очень надеюсь, что грузины поймут: это фильм не о них. Он о двух молодых людях, оказавшихся в критических обстоятельствах и сделавших свой выбор».

Давно пора честно признаться – пропагандистского кино в нашем мире не снимают только те, у кого денег нет. Как справедливо замечает в фильме эпизодический американский журналист: «Милочка, танки и самолеты – херня. Главное – журналисты. Про информационную войну слышала?» Конечно, как говорил Геббельс, лучшая пропаганда — та, что не обнаруживает себя, но в целом вполне естественно, что государство отстаивает свои идеологические интересы и художественными методами тоже.

Но вот вопрос – как оно его отстаивает, мне обойти уже не удастся. И здесь приходится признать – исключительно в русле национальной традиции.

То есть по принципу «без единого гвоздя, сработано топором».

Нет, ну, правда, господа культурные производители, вы когда работать нормально начнете? Ну почему у нас как госзаказ – так нас всех тошнит? Ну почему обязательно делать фильмы по ворованному сюжету, с диалогами вроде: «Скажи, это все — правда?» — «Правда? — горькая усмешка. — Правда еще страшнее»? Почему, когда вы нечаянно заперли безоружных героев в караулке на грузинском блокпосту в окружении толпы вооруженных неприятельских мужиков и не знаете, как их оттуда вызволить, вы просто пускаете следующим кадром Женю и Майкла, убегающих вдаль по берегу реки (почему-то забравшись в воду по щиколотку) и ведущих идеологически выдержанный диалог? Ну что же вы почтенных сограждан за полное быдло-то держите?

Молчат «друзья государства», не дают ответа. А с другой стороны – что им особо-то распространяться? Они свое творческое кредо честно выложили в фильме устами главной героини:

— Объясни, зачем они это делают?

— Так это новый тип войны – побеждает тот, кто громче кричит. Вспомни свой Ирак. Твои сограждане кричали, что там производится химическое оружие, а после войны выяснилось, что его там нет — упс, извините! Люди хавают через телик все, что им впихивают.

Новости и материалы
Тренера ЦСКА обвинили во всех проблемах команды
Юрист назвала допустимые повреждения для приема купюр в магазинах
BYD представит в Пекине кроссовер, разработанный бывшим дизайнером Audi
Дочь Лепса появилась на публике с мужем, который моложе нее на шесть лет
В Петербурге уволили главу одного из комитетов
В Нигере хотят, чтобы армию страны обучали российские специалисты
ЦСКА призвали к осторожности в матче со «Спартаком»
Адвокат Блиновской заявила, что имущество ее семьи будет продано
Россиянка продала жилье и отдала мошенникам 12 млн рублей после обвинения в поддержке ВСУ
Европарламент дал зеленый свет выходу ЕС из Энергетической хартии
Стало известно, сколько детей вернулись в РФ и на Украину за последний год
Лукашенко заявил о потерей странами Прибалтики всего, чем гордился СССР
Айза захотела подать второй иск на алименты к Гуфу
Выпускающий телефоны Nokia бренд представил первые фирменные смартфоны
Бывшего игрока «Манчестер Юнайтед» Карлоса Тевеса экстренно госпитализировали
Россиянам рассказали, на что обратить внимание при покупке и ремонте «вторички»
В Британии уход войск США из Нигера сочли победой России
В Днепре и Днепропетровской области произошли взрывы
Все новости