Вряд ли еще несколько лет назад кто-нибудь мог предположить, что в XXI веке Карл Маркс станет звездой. Но экономический кризис поспособствовал расцвету популярности немецкого критика капитализма, книги которого сметают с прилавков. Может, пока не с таким ажиотажем, как романы про Гарри Поттера, но все еще впереди: в Англии и Германии, к примеру, за последние годы спрос на «Капитал» вырос втрое.
«Маркс снова в моде», — заявил в конце прошлого года один из немецких издателей, отмечая, что этот вполне естественный по нынешним временам интерес объясняется народным разочарованием в либеральных и капиталистических идеях.
Его слова подтверждаются тем, что повышенное внимание к «Капиталу» очевидно по всему миру, а не только в Германии, где труд Маркса появился в виде аудиокниги. Там же, кстати, вышел фильм Александра Клюге, который, согласно замыслу Эйзенштейна, собиравшегося перенести «Капитал» на киноэкран, снял 10-часовую картину, состоящую из интервью с писателями, журналистами и философами, рассказывающими об отношении к «Капиталу» и влиянию идей Маркса на мировые события. В Японии в лидеры продаж вышла манга по мотивам учения Маркса. И даже Китай, несмотря на то, что аналитики утверждают, будто мировой финансовый кризис в меньшей степени затронет эту страну и обеспокоенным скачками курсов валют гражданам следует хранить свои деньги в юанях, решил обратиться к «Капиталу» Маркса.
На сцене шанхайского театра по произведению Маркса поставят оперу.
Режиссер Ха Нянь собирается дополнить экономическое учение песнями и танцами в духе бродвейских мюзиклов, но клятвенно обещает, что идеи Маркса останутся в полной сохранности. В китайской версии «Капитал» будет представлять собой историю рабочих, которые начинают догадываться о том, что работодатель их эксплуатирует, и, как пишет The Guardian, постигают теорию добавочной стоимости. Премьера этого захватывающего зрелища, правда, состоится еще не скоро — в начале будущего года.
Надо сказать, это далеко не первая сценическая адаптация «Капитала». Пионерами были японцы, поставившие спектакль (который позднее был переведен на китайский) по Марксу еще в 1930 году. На родине философа чрезвычайным успехом пользуется идущая в Дюссельдорфском драматическом театре постановка Даниэля Ветцеля и Хельгарда Хауга «Карл Маркс. Капитал. Том первый», причем на входе в театр зрителям вручается, собственно, упомянутая в названии книга.
С критикой капитализма, возможно, возрождается мода на коммунизм.
Даже такое либеральное издание, как The Guardian, опубликовало статью с осторожными размышлениями о том, не является ли в наше время коммунизм альтернативой капитализму. В статье также рассказывается о недавнем тематическом симпозиуме в колледже Бирбека, в котором участвовали в том числе Славой Жижек, Жак Рансье (один из авторов сборника «Читая «Капитал») и профессор Падуанского университета Антонио Негри. Дискутировали философы на тему, как адаптировать идеи коммунизма к нынешним реалиям.
Недолго мы радовались тому, что труды классиков марксизма-ленинизма навсегда исчезли из институтской программы в частности и жизни в целом. Иногда они возвращаются. В общем, все по Маяковскому: «Коммунизма призрак по Европе рыскал, уходил и вновь маячил в отдалении».