Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Оптимистический суицид

Вышел «Мулей» Эрленда Лу

Вышел «Мулей» Эрленда Лу – роман популярного норвежца с очередным побегом героини от городской жизни. И с тайным замыслом покончить с собой в каком-нибудь случайном пункте увлекательного круиза.

Жизнь героев Лу начинается тогда, когда их все достало. Дом, работа, город. Обязанности, подчинение, отчеты. Без Лу они, скорее всего, так бы и ждали пенсии, чтобы начать жить. С Лу это можно сделать на первых же страницах романа. Все бросить. Уплыть на необитаемый остров. Сесть на грузовик «Вольво» и укатить в даль светлую, встречая по дороге разных симпатичных лузеров. Или поймать на рыбалке самую большую рыбу и отправиться на ней всей семьей по морю к разными странам, по дороге ею и питаясь.

Романы Лу о невозможном и желанном.

Чтение, безусловно, антидепрессивное. Вот когда долги по жизни вконец запутали лилипутскими нитками и ты выбился в них из сил — возьми книжку Лу. Если и она не даст иллюзию свободы, тогда дело худо. Может, такая жизнь и в самом деле не нужна.

18-летняя ученица христианской гимназии Юлия свободна, потому что вся ее семья — папа, мама, брат Том — разбилась на самолете в Африке.

Остался большой дом, машина «БМВ», счет в банке. Эсэмэска папы с борта самолета: «Мы падаем. Люблю тебя. Делай, что тебе хочется». Юле хочется одного: не жить без папы, мамы и брата Тома. Первая попытка исполнить это желание на виду у всех во время спектакля на сцене гимназии оказалась неудачной. Подвела веревка. На новую Юля не решается. Садится в самолет. Отправляется странствовать. С одной целью — чтобы желание не жить исполнилось как бы само собой. Все происходящее с ней старательно записывает в дневник.

Так что «Мулей» — это «Дневник самоубийцы».

Триллеровый сюжет опасных странствий юной девушки, в которых с ней может случиться все что угодно, выстраивается поперек своей природы. Читатель переживает, чтобы с героиней все же не случилось «самого страшного». А героиня именно об этом и мечтает. Узнав, что где-то в Румынии обнаружен птичий грипп, три дня валяется в курятнике и общается с курами. Подробно изучает карту стран, в которых туризм связан с повышенной опасностью для жизни. Юлю влечет Африка. Она хочет погибнуть там же, где ее семья.

Жизнь решившей не жить предельно упрощается. Например, можно смотаться в Сеул, переспать с корейским конькобежцем, которого видела в программе Олимпийских игр. Потом лететь дальше, с досадой обнаружив, что залетела от спортсмена.

Но и крохотный комочек, что завелся в животе, твоих планов на будущее не меняет.

В книге очень много всего о людях, решивших не жить. Об этом состоянии их духа. Героиня грубовато и остроумно рассуждает на тему суицида. И даже пишет статью в норвежский журнал «Самоубийца». Тут все — правда. И все всерьез. И твой собственный депрессняк, если он был, на этом фоне отступает.

Книги Лу всегда отличались каким-то непонятным оптимизмом. Что бы с героями ни происходило, читателю от этого только легче. Вот и роман «Мулей» имел все рекомендации, чтобы попасть в графу «экзистенциальная чернуха» и встать рядышком с паланиковским «Уцелевшим».

Но место его совсем на другой полке.

«Мулей», кстати, это слово, каким маленькая Юля называла музей. Букву «З» не выговаривала. И в семье с тех пор все музеи называли через «Л». Но знали об этом только мама, папа и брат Том. А теперь кому не скажи «мулей» — никто ведь не поймет. Действительно жить не захочешь. Вполне серьезно.

Конфликт героини (жить не может и уйти сама не может) чреват читательским конфликтом. Девушка до тонкостей продумывает план, по которому убивать ей себя не придется. А выжить — тоже шансов никаких. Читатель и переживает, чтоб Юлины расчеты не обломились. И от всей души желает, чтобы ей что-то помешало. Или чтоб она в конце концов одумалась. Ну хотя бы ради будущего ребенка…

В своем новом романе Лу в очередной раз подтвердил свое звание мастера антидепрессивного романа. На самом, надо сказать, рискованном материале.

Между прочим, однажды Юля все деньги от продажи родительского дома пускает на Фонд помощи суицидалам имени Юли. И зря. Надо было просто выдавать из этого фонда всем желающим накануне самоубийства по роману Лу.

Эрленд Лу. «Мулей». СПб.: «Азбука-классика», 2009.

Новости и материалы
Российский хоккеист НХЛ может вернуться на родину
Банк России продлил запрет на переводы за рубеж средств нерезидентов со счетов брокеров
Оренбургская ДПС изъяла у владельца Dodge за 13 млн рублей через месяц после покупки
Россиянам назвали средний размер пенсии после повышения в апреле
Сенатор: Армения наступает на те же «грабли», что и Украина
На Кубани супруги перевели аферистам 120 млн рублей
Президент Болгарии призвал не допустить расширения украинского конфликта
Захарова высказалась об участии России в конференции по Украине
Следственные действия в квартире, где проживали террористы из «Крокуса», завершены
Прокуратура направила запрос о признании Пугачевой иноагентом
Зерновой союз: Россия на 90% зависит от импортных семян
В Самаре задержали уклонявшихся от военного учета экс-мигрантов
Врач предупредил о рисках для глухих водителей
Украина вернула России тела 29 погибших бойцов
Россияне будут работать шесть дней подряд в апреле
В Японии предрекли крах Украины в случае продолжения конфликта с Россией
Врач рассказал, как справиться с повышенной тревожностью
Гашек раскритиковал Словакию из-за игры хоккеистов в КХЛ
Все новости