На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Третье ухо к искусству глухо

Выставка «Наука как предчувствие»

Роботы спариваются, танцуют, порхают и поучают человечество. Избранные произведения в жанре science-art образовали выставку «Наука как предчувствие», открытую на «Винзаводе».

Среди ряда мероприятий, проходящих в рамках научно-популярного фестиваля ScienceArtFest, наибольшую раскрутку получила выставка «Наука как предчувствие». Обещались непревзойденные образцы жанра и участие выдающихся художников со всего света. Если учесть, что в России практически ничего не слышно о приверженцах «сайнс-арта» (во всяком случае, на поверхности их не видно), то интерес публики к экспозиции вполне объясним. Только стоит учесть, что, при всей своей напыщенной и наукообразной риторике, жанр этот обычно выливается в разного рода приколы и аттракционы. Претензия на то, чтобы освещать человечеству дорогу в непознанное будущее, чаще всего критики не выдерживает.

Зато много шума и пиара.

Например, легендарная французская художница Орлан в былые времена жертвовала собой, превращая свое тело в полигон для хирургических экспериментов. Теперь годы взяли свое, и дальнейшие опыты перенесены во внешнюю среду. В своем видеофильме «Костюм Арлекина» Орлан представляет новый проект, где ее собственные клетки кожи выращиваются в биореакторе вместе с клетками сумчатых и жвачных животных. Вероятно, итогом этого эксперимента должен стать гомункулус с прыгучестью кенгуру, выносливостью верблюда и сообразительностью актуального художника.

Бросить свой организм на совместный алтарь науки и искусства решил еще один участник выставки – австралиец Стеларк.

Тот самый, что вырастил на запястье дополнительное ухо и ждет теперь, когда новейшие технологии позволят пользоваться этим органом в коммуникативных целях.

Наука почему-то не торопится ему помочь, так что Стеларк пока эксплуатирует третье ухо для саморекламы. На нынешней выставке, впрочем, он представляет другое свое достижение – «Протезированную голову», то бишь виртуальный автопортрет, готовый вступать в диалог с посетителями. Зрелище это напоминает что-то из далекого детства – сначала неуловимо, потом все явственнее. Ну, точно, вот это:

«Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всем лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок...»

Великий и ужасный Гудвин оказался шарлатаном, но девочке Элли с друзьями помог от чистого сердца.

Глядишь, диалоги с головой Стеларка тоже принесут кому-нибудь пользу.

Высокой зрительской популярностью должен бы пользоваться и аттракцион Поля Граньона «Роботариум». По небольшому загону вроде тех, что бывают в зоопарках, снуют два «разнополых робота». Они запрограммированы на то, чтобы периодически возбуждаться и начинать спаривание. Надо сказать, роботы эти, очертаниями слегка напоминающие поломоечные машины в метро, предельно далеки от человеческих представлений о сексуальной привлекательности. Но маниакальная их тяга к размножению способна вызывать сочувствие и одобрительные улыбки.

А вот канадец Николас Ривз грубой чувственности предпочел медитацию. Наполнив гелием белые «робокубы», художник отпустил их на волю, где они неспешно парят и деликатно огибают друг друга при встрече. Если же кому из зрителей остро недостает интерактивности, тот может поиграть в «Фототропию», придуманную австрийцами Кристой Зоммер и Лораном Миньоно. Посредством специального фонарика удается вызывать к жизни на экране виртуальных насекомых, руководить их полетом, регулировать численность популяции и т. п.

Не так увлекательно, конечно, как в Counterstrike, зато куда философичнее.

Наверняка вызвал бы зрительский ажиотаж и проект канадского коллектива, названный «Грациозные машины», если бы только демонстрировался вживую, а не на видео. Ребята сконструировали роботов, которые следуют за человеческими жестами благодаря так называемым «костюмам захвата движения». Перенос в реальность кинофантастики способен увлечь, но только в том случае, когда ты сам вступаешь в диалог с кибернетическими партнерами. Лицезреть же эти экзерсисы на экране – почти то же самое, что оценивать голливудские трюки в кинотеатре. Занятно, но без всплеска личных эмоций.

Словом, завтрашний день уже наступил, но оказался очередным днем недели. Как-то не похоже все увиденное ни на светлое будущее, ни на апокалипсис. Наибольшее сходство – с парком культуры и отдыха ХХI века. Да и то неплохо бы некоторые аттракционы усовершенствовать, иначе быстро наскучат.

Картина дня
Новости и материалы
Украинский политик заявил, что США взяли курс на смещение Зеленского
На Западе заявили о провале молодежной программы по мобилизации на Украине
США и Украина на новых переговорах по плану Трампа не пришли к соглашению
Экономист напомнил об ужесточении правил перевода денег в России
В США раскрыли преимущество ВС России, позволяющее освобождать территории
Россия подняла в небо 12 стратегических бомбардировщиков
Экс-судья Верховного суда не стал обжаловать у него изъятие имущества и средств
В России собрались упростить допуск газовщиков в дом
Фон дер Ляйен и Мерц не смогли уговорить Бельгию разрешить изъять активы России
В Ленобласти объявлен сигнал опасности по БПЛА
Система ПВО за ночь сбила 116 украинских дронов над регионами России
Экс-советник Пентагона заявил, что Европа может запустить ракеты по России
Россиянам рассказали, во сколько обойдется новогоднее украшение дома
В России с нового года появятся свыше 60 новых дорожных знаков
Российские ученые выяснили, что в лесах Сибири жили саблезубые кошки
Россиян предупредили о калорийности новогоднего алкоголя
Российские военные пресекли попытку установки украинского флага на передовой
Роскомнадзор оценил возможность разблокировки Roblox в России
Все новости