Среди ряда мероприятий, проходящих в рамках научно-популярного фестиваля ScienceArtFest, наибольшую раскрутку получила выставка «Наука как предчувствие». Обещались непревзойденные образцы жанра и участие выдающихся художников со всего света. Если учесть, что в России практически ничего не слышно о приверженцах «сайнс-арта» (во всяком случае, на поверхности их не видно), то интерес публики к экспозиции вполне объясним. Только стоит учесть, что, при всей своей напыщенной и наукообразной риторике, жанр этот обычно выливается в разного рода приколы и аттракционы. Претензия на то, чтобы освещать человечеству дорогу в непознанное будущее, чаще всего критики не выдерживает.
Зато много шума и пиара.
Например, легендарная французская художница Орлан в былые времена жертвовала собой, превращая свое тело в полигон для хирургических экспериментов. Теперь годы взяли свое, и дальнейшие опыты перенесены во внешнюю среду. В своем видеофильме «Костюм Арлекина» Орлан представляет новый проект, где ее собственные клетки кожи выращиваются в биореакторе вместе с клетками сумчатых и жвачных животных. Вероятно, итогом этого эксперимента должен стать гомункулус с прыгучестью кенгуру, выносливостью верблюда и сообразительностью актуального художника.
Бросить свой организм на совместный алтарь науки и искусства решил еще один участник выставки – австралиец Стеларк.
Тот самый, что вырастил на запястье дополнительное ухо и ждет теперь, когда новейшие технологии позволят пользоваться этим органом в коммуникативных целях.
Наука почему-то не торопится ему помочь, так что Стеларк пока эксплуатирует третье ухо для саморекламы. На нынешней выставке, впрочем, он представляет другое свое достижение – «Протезированную голову», то бишь виртуальный автопортрет, готовый вступать в диалог с посетителями. Зрелище это напоминает что-то из далекого детства – сначала неуловимо, потом все явственнее. Ну, точно, вот это:
«Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всем лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок...»
Великий и ужасный Гудвин оказался шарлатаном, но девочке Элли с друзьями помог от чистого сердца.
Глядишь, диалоги с головой Стеларка тоже принесут кому-нибудь пользу.
Высокой зрительской популярностью должен бы пользоваться и аттракцион Поля Граньона «Роботариум». По небольшому загону вроде тех, что бывают в зоопарках, снуют два «разнополых робота». Они запрограммированы на то, чтобы периодически возбуждаться и начинать спаривание. Надо сказать, роботы эти, очертаниями слегка напоминающие поломоечные машины в метро, предельно далеки от человеческих представлений о сексуальной привлекательности. Но маниакальная их тяга к размножению способна вызывать сочувствие и одобрительные улыбки.
А вот канадец Николас Ривз грубой чувственности предпочел медитацию. Наполнив гелием белые «робокубы», художник отпустил их на волю, где они неспешно парят и деликатно огибают друг друга при встрече. Если же кому из зрителей остро недостает интерактивности, тот может поиграть в «Фототропию», придуманную австрийцами Кристой Зоммер и Лораном Миньоно. Посредством специального фонарика удается вызывать к жизни на экране виртуальных насекомых, руководить их полетом, регулировать численность популяции и т. п.
Не так увлекательно, конечно, как в Counterstrike, зато куда философичнее.
Наверняка вызвал бы зрительский ажиотаж и проект канадского коллектива, названный «Грациозные машины», если бы только демонстрировался вживую, а не на видео. Ребята сконструировали роботов, которые следуют за человеческими жестами благодаря так называемым «костюмам захвата движения». Перенос в реальность кинофантастики способен увлечь, но только в том случае, когда ты сам вступаешь в диалог с кибернетическими партнерами. Лицезреть же эти экзерсисы на экране – почти то же самое, что оценивать голливудские трюки в кинотеатре. Занятно, но без всплеска личных эмоций.
Словом, завтрашний день уже наступил, но оказался очередным днем недели. Как-то не похоже все увиденное ни на светлое будущее, ни на апокалипсис. Наибольшее сходство – с парком культуры и отдыха ХХI века. Да и то неплохо бы некоторые аттракционы усовершенствовать, иначе быстро наскучат.