Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Третье ухо к искусству глухо

Выставка «Наука как предчувствие»

Роботы спариваются, танцуют, порхают и поучают человечество. Избранные произведения в жанре science-art образовали выставку «Наука как предчувствие», открытую на «Винзаводе».

Среди ряда мероприятий, проходящих в рамках научно-популярного фестиваля ScienceArtFest, наибольшую раскрутку получила выставка «Наука как предчувствие». Обещались непревзойденные образцы жанра и участие выдающихся художников со всего света. Если учесть, что в России практически ничего не слышно о приверженцах «сайнс-арта» (во всяком случае, на поверхности их не видно), то интерес публики к экспозиции вполне объясним. Только стоит учесть, что, при всей своей напыщенной и наукообразной риторике, жанр этот обычно выливается в разного рода приколы и аттракционы. Претензия на то, чтобы освещать человечеству дорогу в непознанное будущее, чаще всего критики не выдерживает.

Зато много шума и пиара.

Например, легендарная французская художница Орлан в былые времена жертвовала собой, превращая свое тело в полигон для хирургических экспериментов. Теперь годы взяли свое, и дальнейшие опыты перенесены во внешнюю среду. В своем видеофильме «Костюм Арлекина» Орлан представляет новый проект, где ее собственные клетки кожи выращиваются в биореакторе вместе с клетками сумчатых и жвачных животных. Вероятно, итогом этого эксперимента должен стать гомункулус с прыгучестью кенгуру, выносливостью верблюда и сообразительностью актуального художника.

Бросить свой организм на совместный алтарь науки и искусства решил еще один участник выставки – австралиец Стеларк.

Тот самый, что вырастил на запястье дополнительное ухо и ждет теперь, когда новейшие технологии позволят пользоваться этим органом в коммуникативных целях.

Наука почему-то не торопится ему помочь, так что Стеларк пока эксплуатирует третье ухо для саморекламы. На нынешней выставке, впрочем, он представляет другое свое достижение – «Протезированную голову», то бишь виртуальный автопортрет, готовый вступать в диалог с посетителями. Зрелище это напоминает что-то из далекого детства – сначала неуловимо, потом все явственнее. Ну, точно, вот это:

«Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всем лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок...»

Великий и ужасный Гудвин оказался шарлатаном, но девочке Элли с друзьями помог от чистого сердца.

Глядишь, диалоги с головой Стеларка тоже принесут кому-нибудь пользу.

Высокой зрительской популярностью должен бы пользоваться и аттракцион Поля Граньона «Роботариум». По небольшому загону вроде тех, что бывают в зоопарках, снуют два «разнополых робота». Они запрограммированы на то, чтобы периодически возбуждаться и начинать спаривание. Надо сказать, роботы эти, очертаниями слегка напоминающие поломоечные машины в метро, предельно далеки от человеческих представлений о сексуальной привлекательности. Но маниакальная их тяга к размножению способна вызывать сочувствие и одобрительные улыбки.

А вот канадец Николас Ривз грубой чувственности предпочел медитацию. Наполнив гелием белые «робокубы», художник отпустил их на волю, где они неспешно парят и деликатно огибают друг друга при встрече. Если же кому из зрителей остро недостает интерактивности, тот может поиграть в «Фототропию», придуманную австрийцами Кристой Зоммер и Лораном Миньоно. Посредством специального фонарика удается вызывать к жизни на экране виртуальных насекомых, руководить их полетом, регулировать численность популяции и т. п.

Не так увлекательно, конечно, как в Counterstrike, зато куда философичнее.

Наверняка вызвал бы зрительский ажиотаж и проект канадского коллектива, названный «Грациозные машины», если бы только демонстрировался вживую, а не на видео. Ребята сконструировали роботов, которые следуют за человеческими жестами благодаря так называемым «костюмам захвата движения». Перенос в реальность кинофантастики способен увлечь, но только в том случае, когда ты сам вступаешь в диалог с кибернетическими партнерами. Лицезреть же эти экзерсисы на экране – почти то же самое, что оценивать голливудские трюки в кинотеатре. Занятно, но без всплеска личных эмоций.

Словом, завтрашний день уже наступил, но оказался очередным днем недели. Как-то не похоже все увиденное ни на светлое будущее, ни на апокалипсис. Наибольшее сходство – с парком культуры и отдыха ХХI века. Да и то неплохо бы некоторые аттракционы усовершенствовать, иначе быстро наскучат.

Новости и материалы
Заместитель мэра Курска вступил в добровольческий отряд «Барс-Курск»
В Госдуме поспорили с Эрнстом, что Джобса можно сравнить с Гитлером
В Москве стали чаще покупать квартиры за наличные
Жену певца Михаила Турецкого сравнили с Моникой Беллуччи
В Минобороны предупредили о тяжелых последствиях обстрелов Курской АЭС
Стало известно, насколько распространена в России самая летальная инфекция мира
СК завел дело на обстрелявших сахарный завод в Курской области военных ВСУ
Российские бойцы поразили места скопления ВСУ в более чем 140 районах
Лодка с пятью рыбаками перевернулась в открытом море на Камчатке
Гарик Burito объяснил, почему Долина попалась на удочку мошенников
Кустурица заявил, что никогда не хотел «Оскар»
На железнодорожных переездах появятся дополнительные камеры
Милонов предложил устроить «Дед Мороз шеринг», чтобы не нарваться на «простого алкаша»
Юрист рассказал, что грозит Инстасамке после пожара в московской квартире
Российский хоккеист может стать одним из самых высокооплачиваемых игроков в НХЛ
Сотрудник пресс-службы главы Находки грубо обозвал школьника из-за вопроса губернатору
«Мой жесткий косяк»: Natan высказался об изменах жене с Лерчек и Бьянкой
Полицейские вернули хозяевам собаку, украденную 8 лет назад
Все новости