Все исторические строения, дележом которых заняты петербургское и российское правительства, относятся к категории архитектурных памятников федерального значения и охраняются государством. После смены государственного строя в 90-х годах новые управленческие структуры не успели определиться с правом собственности на них. Поэтому у Петербурга возникали проблемы с тем, чтобы профинансировать содержание или реставрацию части зданий. Многие из них, находясь без присмотра, пришли в запустение.
В публичном пространстве об этих трудностях стали особенно активно говорить накануне 300-летия Петербурга в 2003 году, перед которым в городе проводился массированный ремонт исторических комплексов. Как раз накануне – в 2002 году – вышел общероссийский закон «Об объектах культурного наследия», позволяющий передавать архитектурные шедевры федеральной категории значимости в собственность регионов.
Предметные переговоры по этому поводу Петербург вел с федерацией последние два года. Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) составил список из 1200 объектов, 614 из которых предлагалось передать в ведение федерального центра, 448 – закрепить в собственности Северной столицы. Остальные попали в так называемый «спорный перечень», который поделить оказалось сложнее прочего.
В процессе переговоров высокие стороны пришли к выводу о том, что ведут речь о слишком подробном списке.
В прошлом году объекты вполне логично были сблокированы в ансамбли и списки автоматически сократились.
31 декабря 2008-го премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение о разграничении права собственности на архитектурные памятники между федерацией и городом. В итоге Петербургу досталось 155 объединенных ансамблей. Это, в частности, Мариинский дворец, Мариинская больница, Смольный, Аничков дворец, крепость «Орешек», Павловский и Гатчинский дворцово-парковые ансамбли и ансамбль Стрелки Васильевского острова.
Федерация в лице Росимущества получила 119 ансамблей, как то: Александро-Невская лавра, Эрмитаж и Зимний дворец, Адмиралтейство, Биржа, Таврический дворец, Летний сад и скульптурные группы, морской кадетский корпус, государственные музеи-заповедники Петергоф и Царское село (Пушкин).
Как шутят в КУГИ, разделение объектов происходило по принципу «кто девушку обедает, то ее и танцует». Эти исторические памятники используются для «государственных нужд» – то есть эксплуатируются официальными структурами, в большинстве случаев – культурного толка. Поэтому если организация, заседающая на территории архитектурного объекта, подчиняется федерации, то и объект передавался Росимуществу. То же – с городом.
Например, Эрмитаж и Русский музей имеют федеральный статус. Поэтому их исторические здания отходят в подчинение министерства. А в бывшем Смольном институте – императорском Воспитательном обществе благородных девиц – многие годы заседает правительство Петербурга.
Потому Смольный – вместе с монастырем, служебным корпусом и жилыми корпусами с «угловыми церквями» – получает город.
Есть и промежуточные варианты, в которых переговорщики не стали преследовать принцип ансамблевости и, наоборот, «делили» единые комплексы между собой. Стороны, к примеру, оформили «долевую собственность» на Петропавловку. Получилось так. Музей «Петропавловская крепость» — городской, и потому объект оказался в зоне ответственности Петербурга. А Монетный двор – учреждение федеральное и отошло Росимуществу.
Как пояснили «Газете.Ru» в комитете по государственному использованию и охране исторических памятников (КГИОП), юридическое закрепление конкретных собственников должно способствовать большей сохранности зданий. Потому что контрольные ведомства смогут теперь заключать договоры об охранных обязательствах и карать нарушителей режима.
Несмотря на то, что губернатор Петербурга Валентина Матвиенко несколько раз заявляла, что считает рациональной передачу некоторых архитектурных памятников в руки частных собственников, КУГИ не собирается приватизировать объекты из списка. В первую очередь потому, что государственные культурные организации не готовы сниматься с насиженных мест. Зато часть помещений или территорий теперь можно эксплуатировать на коммерческой основе.
Единичная приватизация возможна для объектов из «спорного перечня», судьба которых до сих пор осталась не решена. В этой, третьей части списка среди 115 объектов, к примеру, находится Большой Гостиный двор. На окончательное решение вопроса премьер отвел федеральным и городским чиновникам 3 месяца.
Похожая история имела место и в Москве: правительство города долгое время не могло поделить столичные памятники архитектуры с ведомством Министерства культуры. Началось все в 2002 году — тогда прокуратура Москвы направила в Арбитражный суд иск, требующий признать незаконными права города на 951 исторический памятник. В 2004 году стороны решили договориться, определив, что памятники архитектуры отойдут столице, а здания посольств и прочие исторические помещения, занимаемые структурами федеральной власти, — государству. Однако в 2006 году прокуратура возобновила производство по искам к городу, и в декабре того же года Владимир Путин внес поправки в федеральный закон, уточнив схему разграничения прав собственности. В начале 2007 года первый заместитель мэра в Госдуме Юрий Росляк сообщил, что из 1100 спорных объектов федеральной собственностью станут 544, а 519 — московской. Городу, в частности, отошли здание мэрии, усадьба «Коломенское», Гостиный двор, Манеж, музеи-усадьбы «Останкино» и «Кусково», ГУМ и ЦУМ. В декабре 2008 года Мосгордума приняла закон «О приватизации государственного имущества города Москвы», предусматривающий приватизацию объектов культурного наследия.