Резиденты Comedy Club внимательно проштудировали блоги и рецензии после выхода первого фильма. Они клятвенно обещали учесть критику и обещание свое, по большому счету, сдержали.
Не поймите неправильно, «Самый лучший фильм-2» все еще довольно ужасен.
Но, принимая во внимание количество вышедших в прошлом году отечественных фильмов-пародий, разговоры о сиквеле «Гитлер-капут» и готовящийся сценарий к «Самому лучшему фильму-3», следует смириться: жанр идиотической кинопародии стал частью нашей действительности. Да, пусть наши кинопопытки пока не дотягивают до «Голого пистолета» и пройдет немало времени, прежде чем у нас снимут нечто сравнимое с «Типа крутые легавые», но «Самый лучший фильм-2» ничем не хуже какого-нибудь «Нереального блокбастера» и приближается к уровню «Очень страшного кино».
Сиквел не тонет в фекальной пошлости и даже обзавелся объединяющим гэги, более или менее связным сюжетом. Во всяком случае, более связным, чем нелепица с небесным Джиграханяном из первой части. Короче говоря, если первый блин, определенно, вышел совершеннейшим комом, то про второй уже можно не без сдержанного оптимизма заметить, что больной не такой мертвенький, каким прикидывался.
Пародированию на этот раз подверглись «Мы из будущего», «Ирония судьбы. Продолжение», «12», пара телевизионных шоу и «Жара», которая и стала основным источником вдохновения и сюжета. Четверо приятелей: сын нефтяного олигарха Мажор (Олег Верещагин), прибывший с флота Моряк (Гарик Харламов), не вылезающий из неудачных кастингов Артист (Тимур Батрутдинов) и рэпер Димати (Дмитрий Хрусталев) идут праздновать день рождения Мажора. Денег у них, в отличие от героев «Жары», на развлечения хватит, но в разгар веселья, как раз когда товарищи собираются отправиться в клуб, Мажора похищают и требуют его малообеспеченных друзей привезти в качестве выкупа много миллионов евро.
Артист пытается сорвать банк на телевидении, поучаствовав в шоу «Король ринга» (камео Сергея Лазарева, очень резонно решившего, что лучше явиться самому, чем обнаружить в следующем фильме какого-нибудь певца Блазарева). Моряк по совету отца отправляется в Питер по знакомому адресу 3-я улица Строителей, дом 25, потому что там живет семья, обожающая алкоголиков из Москвы, которая с радостью отдаст пьянице деньги и квартиру в придачу. А Димати весь фильм убегает от скинхедов.
В качестве финального аккорда друзья нырнут в пруд и окажутся в прошлом, где их встретит неудовлетворенная Екатерина Великая с бородой (Михаил Галустян).
Халтурно сыгранный (хотя продюсер Михаэль Шлихт всячески хвалил шоу камедиклабовцев, сравнивал их с штатовским Saturday Night Live и прочил Харламову славу Джима Керри), все еще разваливающийся на скетчи, неумело вплетенные в общую канву, «Самый лучший фильм-2», тем не менее, обладает тем сомнительным, но бесспорным свойством юморин и КВН-ов, из которых он вырос. Несмотря на общую глупость, он постепенно и неотвратимо затягивает. Стоит хоть раз рассмеяться, дальше начинаешь улыбаться по поводу и без.
То есть совершеннейшая дичь, конечно, но местами действительно смешно.
В гэге с «Иронией судьбы» действие комично прерывается, чтобы герои могли просунуть в кадр рекламу «Путинки», а Ираклий-Безруков ходит не с мобильной гарнитурой, а большой черной телефонной трубкой, привязанной к уху. В пародии на «12» идеально ухвачен гротескный пафос заседания из михалковского фильма (не будем спойлерить, но развязка сцены — едва ли не самая большая удача «Самого лучшего фильма-2»). Телешоу «Малахов крест» – бенефис Дмитрия Нагиева, отсылающий к «Осторожно, модерн!» и пародиям в духе ОСП-студии.
Именно эпизод с Нагиевым ясно дает понять, что фильм хорош в те моменты, когда он не пытается казаться кино. Лучшие гэги — камерные сценки, из тех, для которых вовсе не нужен бюджет в $10 миллионов. И проблем тут, судя по всему, две. Во-первых, Comedy club нужен кто-то, кто будет превращать юморину в сценарий, учитывающий законы кинодраматургии, а не опыт КВН. Кто-то, кто смог бы сделать событийный ряд более цельным, объяснил бы, что некоторые скетчи на экране будут казаться не столь смешными, как на сцене, и рассказал, что десятиминутное пережевывание удачной шутки низводит ее эффект на нет (слова «алкоголик из Москвы» в эпизоде с «Иронией судьбы» повторяются раз двадцать, не меньше).
На вторую проблему камедиклабовцы указали сами, только проблемой они ее, видимо, не считают. На пресс-конференции, отвечая на вопрос, почему «Самый лучший фильм-2» называется «фильмом Гарика Харламова», а не «фильмом Олега Фомина», его снявшего, было сказано, что режиссер приглашается на готовый сценарий с раскадровкой и ему даются указания, что и как снимать, так что он, по большому счету, фигура формальная. Впрочем, вряд ли Олегу Фомину от этого хуже.