Собирать иконы Виктор Бондаренко начал относительно недавно, чуть больше десяти лет назад. Но за дело взялся с таким рвением, что очень скоро на его приобретения стали обращать внимание специалисты. К сегодняшнему дню его коллекция насчитывает 280 икон, из которых около сотни вошли в состав выставки. Пять лет назад здесь же, в Третьяковке, была показана экспозиция «И по плодам узнается древо», где Бондаренко предъявлял публике первые результаты своего собирательства. Вторая часть этого выставочного проекта акцентирует внимание на периоде от одной большой смуты до другой — то есть на эпохе царей Романовых вплоть до 1917 года.
Если древнерусское религиозное искусство давно занимает умы исследователей и классификаторов, то к иконам недавних веков отношение долго оставалось пренебрежительным.
Словно музейщикам и ученым передалось негодование патриарха Никона, обличавшего всякие отступления от канонов и предававшего анафеме иконы, писанные «по образцам картин франкских и польских». Если произведения XVII столетия еще включались в круг музейных интересов, то все церковные образы начиная с петровских времен (этот период зовется синодальным) никакого энтузиазма не вызывали. По этой причине в фондах Третьяковки да и других российских музеев поздние иконы встречаются довольно редко. Так что частные коллекционеры вроде Виктора Бондаренко оказываются обладателями раритетов, на основании которых и пишется история означенного периода. По счастью, владелец коллекции сам весьма склонен к сотрудничеству со специалистами. Только что вышел в свет огромный фолиант с подробным описанием собрания — таким способом сотни произведений введены в общекультурный и научный оборот.
Для выставки в ГТГ отобраны иконы не то чтобы самые лучшие и ценные — скорее, наиболее любопытные.
К тому же здесь присутствует сценарная линия, касающаяся так называемой богородичной иконографии. То есть из сотни экспонатов почти треть — это разного рода вариации на тему Пресвятой Девы Марии. Есть Богоматерь Ахтырская, Печерская, Иверская, Тихвинская, Грузинская, Силуамская. Присутствует Богоматерь Благодатное Небо, Живоносный Источник, Утоли Моя Печали, Всех Скорбящих Радость и Неопалимая Купина. Различные каноны, различные региональные школы, различные времена — вплоть до Первой мировой войны. Удивительный образчик жанра, писанный в 1915–1916 годах, — «Явление Богоматери русским воинам в Августовских лесах». Тут уж совсем ничего общего с византийскими прототипами: Дева Мария является в небе над военным лагерем, можно разглядеть походные палатки, винтовки Мосина и форменные фуражки, брошенные оземь коленопреклоненными воинами.
Своего рода наивное искусство и одновременно свидетельство живого религиозного чувства.
Большинство из показанных раритетов относились к иконам «личного благочестия», то есть писались они по заказам частных лиц для домовых церквей или вкладов в обители. По этой причине среди авторов нет Симона Ушакова и прочих знаменитых изографов, работавших для царского двора и по заказам высшего клира. Но безвестными этих художников назвать нельзя, тем более когда речь идет о XVIII--XIX веках. По указу Петра I на иконах должны были присутствовать клейма и подписи мастеров, так что многое удается сегодня идентифицировать.
Славы Андрея Рублева или Феофана Грека этим изографам стяжать не удалось, но имена их в истории остались: Федор Ухтомский, Евдоким Пономарев, Алексей Сопляков, Прокопий Соколов.
Где нет имени мастера, там распознается школа — мастерская Оружейной палаты, мастерская Соловецкого монастыря, Палех, Великий Устюг и т. д.
Разумеется, тот факт, что подобные иконы аккумулируются в руках частных собирателей, говорит в первую очередь о нашем беспокойном прошлом, о пертурбациях ХХ века. Не случись большевистских реквизиций, разорения церквей и прочих «славных» деяний — не был бы таким разветвленным и насыщенным этот сектор антикварного рынка. Но исторических обстоятельств уже не отменить, и коллекционирование икон все чаще становится культуртрегерским жестом. В конце концов они все добираются до широкой аудитории.