Неделя аукционных торгов в Нью-Йорке пока не завершилась. У Sotheby's остался еще один раунд, а их конкуренты в Christie's вообще только начинают свою серию аукционов. Но первая сенсация случилась на самом старте: наиболее дорогим лотом вечерних торгов Sotheby's «Искусство импрессионизма и модернизма» оказалась «Супрематическая композиция» Малевича. Полной неожиданностью это событие, разумеется, назвать нельзя. Прикидочная оценка картины как раз и колебалась в районе тех самых $60 млн. Другое дело, что даже оптимисты были осторожны в прогнозах – все-таки кризис на дворе, а ну как дело не пойдет?
Однако же пошло. Причем не только с Малевичем.
Среди мультимиллионных покупок – «Вампир» Эдварда Мунка (свыше $38 млн) и «Отдыхающая танцовщица» Эдгара Дега ($37 млн). Всего за эту сессию аукционисты сбыли с рук 45 лотов из 70, выручив суммарно почти 224 миллиона долларов. На провал такие результаты категорически не похожи. Вероятно, толстосумы всея Земли и впрямь решили, что инвестиции в искусство помогут им спастись от краха и пережить трудные времена.
Упомянутая картина Малевича впервые появилась на рынке лишь в 2008 году, хотя была известна десятки лет. Написанная в 1916 году «Супрематическая композиция» принадлежала автору до тех пор, пока он не съездил в Европу с гастрольной выставкой. Художник вывез в 1927 году около семидесяти своих произведений, чтобы блеснуть перед западным зрителем достижениями русского авангарда. Геометрическая абстракция от Малевича действительно произвела впечатление на многих в Берлине, но только не на германских пограничников. Несмотря на все ходатайства, краткосрочную визу Казимиру Севериновичу не продлили, и он вынужден был отправиться домой, оставив свои работы на попечение немецких друзей во главе с архитектором Хуго Херингом. Подразумевалось, что Малевич вскоре нагрянет с новым визитом и продолжит триумфальное шествие по Европе.
Как вы догадываетесь, ничего этого не случилось.
Создатель супрематизма у себя на родине вскоре угодил в опалу вместе с соратниками. Больше его уже никуда и никогда не выпускали вплоть до самой кончины в 1935 году. Будто бы бесхозные картины Малевича через двадцать с лишним лет после его смерти приобрел у временных держателей амстердамский Стеделийк Музеум. Там они и экспонировались до последнего времени, периодически выезжая на разные выставки, посвященные авангарду. Однако с падением «железного занавеса» этими опусами живо заинтересовались наследники Малевича. И то сказать, художник своих произведений не продавал и не дарил, а лишь попросил сохранить до своего возвращения. Юридически Стеделийк Музеум никаких прав на эту часть наследия не имел, поскольку приобрел ее не у законного собственника. После нескольких лет бурной адвокатской переписки и во избежание скандального судебного процесса стороны пришли к мировому соглашению, по которому часть коллекции переходила в руки правопреемников Малевича. Вот отсюда и происходит «Супрематическая композиция», нашедшая теперь себе нового хозяина.
Цифра в $60 миллионов абсолютным мировым рекордом никак не является, но для русского искусства она знаменует определенный исторический рубеж.
Столько за произведения наших художников не платили никогда – во всяком случае, на открытых аукционах. Предыдущим рекордом в этой сфере можно считать беспредметную «Фугу» Василия Кандинского, проданную за $21 млн тем же Sotheby's в мае 1990 года. Наивысшим ценовым достижением самого Малевича долгое время оставались $17 млн. Тоже не мелочь, конечно, но нынче планка личного рекорда подскочила неимоверно. Вообще-то, Казимира Малевича давным-давно признали классиком мирового масштаба. Теперь статус выражен и в подобающем денежном эквиваленте.