История этой находки похожа на завязку голливудского киносценария. Умирает эксцентричный американский коллекционер, и юная наследница получает возможность узнать, чем же она теперь обладает. Среди гор всевозможного антиквариата, под ворохом старых газет обнаруживаются три папки с рисунками эротического содержания. Ни об авторе, ни о происхождении этих листов барышня не имеет даже малейшего представления, но по косвенным признакам догадывается, что художник «K. Somov» был родом из России. Она обращается за консультацией в аукционный дом, специализирующийся на русском искусстве, и у тамошних экспертов лица вытягиваются от удивления.
Это действительно рисунки Константина Сомова – самого топового из российских авторов, чьи работы на рынке оцениваются миллионами долларов.
Причем найденные листы представляют собой не случайный набор, а почти полный комплект оригинальных изображений к «Книге Маркизы». Легендарное неподцензурное издание давно превратилось в мечту библиофила, сегодня типографский экземпляр книги стоит десятки тысяч долларов – а тут подлинники иллюстраций. По прикидочным оценкам, коллекция тянет на несколько миллионов.
В этом месте голливудский сценарий заканчивается. Ни коварные претенденты на наследство, ни алчные подпольные арт-дилеры, ни русские мафиози в бриллиантах и телогрейках на сцене так и не появляются. Коллекция будет торговаться в Лондоне на аукционе MacDougall's в конце ноября. Озвученный эстимейт (предварительная оценка) – 1,5 – 3 миллиона фунтов. На собирателей искусства из России в этом случае возлагаются особые надежды, поэтому нет ничего удивительного в том, что почти треть комплекта (40 рисунков из 122) прибыла в Москву для презентации. В зале Театрального музея имени Бахрушина можно было убедиться в высоком качестве и хорошей сохранности экспонатов.
Сюжет действительно уникальный.
Декадент и «мирискусник» Константин Сомов работал над этим циклом иллюстраций больше десяти лет. Эротика «галантного века» стала для него настоящим наваждением, пленительным и мучительным одновременно. Первое издание «Книги Маркизы» (речь об антологии французской эротической прозы XVIII столетия, иллюстрировать которую попросили Сомова) увидело свет в Мюнхене еще в 1907 году. Однако стараниями германской цензуры от сомовских фантазий мало что осталось – лишь шесть виньеток и шесть иллюстраций. Годом позже книга вышла в Лейпциге – и снова в весьма урезанном виде. Художник был крайне разочарован, но тема эротического карнавала и куртуазных неприличий зацепила его настолько, что едва ли не все последующие опусы так или иначе напоминали о «Книге Маркизы». Сомов приходит к выводу, что «главная сущность всего – эротизм, поэтому и искусство невозможно без эротической основы».
В 1915 году художник затеял переговоры о полноценном издании фолианта, но тогда они ни к чему не привели.
Как ни парадоксально, реализовать идею удалось только при большевиках, поскольку цензуру на время якобы отменили.
Книга печаталась в 1918 году в Петрограде – правда, на всякий случай местом издания назвали Венецию. Тираж составил всего 800 экземпляров, но даже и при такой элитарной подаче нашлось место для суперэлитарного варианта. Небольшая часть тиража отличалась особой фривольностью иллюстрирования, туда попали самые откровенные из рисунков. Это была так называемая «Большая Книга Маркизы», раритет из раритетов. Оценить степень непристойности некоторых изображений (разумеется, по меркам начала ХХ века) можно хотя бы по тем извинениям, которые Сомов адресовал в письме своей соратнице Остроумовой-Лебедевой:
«Как моему верному и тонкому судье, я их должен Вам показать, но показать их Вам, даме, было бы непростительно».
Если бы Остроумова-Лебедева все же смогла познакомиться с этими рисунками (кто знает, может, и смогла в итоге), она бы их наверняка одобрила. И дело тут не только в тайных демонах, будто бы гнездящихся в голове у каждого человека. Рисунки Сомова удивительно хороши как произведения искусства. Где тончайшая вязь пера, где залитый тушью изысканный контур, где комбинация нескольких графических приемов – в каждом листе найдется свой изыск. Несмотря на обилие «жезлов страсти» и «трепетных роз», это отнюдь не порно в сакраментальном понимании. Не зря знаменитый искусствовед Сидоров написал тогда, в 1918 году: «Лучший из современных рисовальщиков действительно превзошел сам себя». Судя по всему, мнение он составил на основании лишь типографского воспроизведения. Оригиналы рисунков это суждение категорически подтверждают.
Как коллекция угодила в Америку?
В общем виде ситуация понятна: художник перебрался из Совдепии в Нью-Йорк в 1923 году, а уже через пару лет обосновался в Париже. Известно, что короткий американский период его биографии был не слишком благополучным. Скорее всего, оригиналы рисунков тогда пришлось продать, хотя вряд ли бы Сомов пошел на это при других обстоятельствах. Все-таки «Книга Маркизы» была его многолетней страстью. С тех пор подлинники нигде и никогда не всплывали – по крайней мере, свидетельства такого рода до нас не дошли. Недавняя находка выглядит и впрямь сенсационной. Вообще-то в маниакальном стремлении возвращать назад в Россию все подряд культурные ценности не так уж много здравого смысла, можно бы и оставить кое-что для заинтересованных иностранцев. Но в данном случае будет действительно жаль, если коллекция уйдет с торгов в неизвестном направлении.