Если подумать, была ли в Советском Союзе настоящая музыкальная культура, сопоставимая с западными образцами, то на ум первым делом приходит огромный пласт под названием «советская эстрада», а также имена Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Эдиты Пьехи и Муслима Магомаева. Представить свое детство без «Луча солнца золотого», например, не могут даже сегодняшние подростки. Хотя про них и принято говорить, что они погрязли в димабиланах и прочем шоу-бизнесе. С точки зрения профессионализма музыкантов и исполнителей отечественная эстрада вполне могла тягаться с выступлениями, скажем, Фрэнка Синатры, хотя американца, понятное дело, обычно ставят выше. Одним из ярчайших исполнителей тогда был Муслим Магомаев.
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Всю его жизнь россияне и азербайджанцы не могли поделить певца – все считали его своим. Отец будущего певца Магомет Магомаев был театральным художником и погиб на фронте, не дожив всего двух дней до окончания войны. А мать Айшет – драматической актрисой. Как обычно говорят в таких случаях, его судьба была предопределена – Муслима отдали в музыкальную школу, где он начал заниматься фортепиано и вокалом. Сам певец вспоминал, что в детстве был жутким хулиганом – его имя всегда было в числе самых ярых нарушителей дисциплины. Буйный нрав в итоге обошелся Магомаеву сломанной рукой – играя в Тарзана, он упал с дерева. Рука срослась неправильно, и с фортепиано пришлось завязать, хотя Муслим подавал большие надежды. Благодаря этому же факту он целиком посвятил себя вокалу.
«В 14-15 лет как начал петь, так начал умнеть», — шутил он в одном из интервью.
Популярность пришла в 1962-м – на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства. На первый сольный концерт певца в 1963 году в зале имени Чайковского билетов было не найти. В том же году он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета. Дальнейшая карьера певца была сколь головокружительной, столь и краткой, по сравнению с поющими до сих пор коллегами..
В 1964-65 гг. он проходит стажировку в итальянском «Ла Скала» и отказывается перейти в труппу Большого театра. Европейские поездки продолжаются сверхуспешными гастролями в парижской «Олимпии», где ему тут же предлагают место в труппе и карьеру звезды мирового масштаба. По официальной версии, отказаться потребовал Минкульт, но сам Магомаев говорил позднее, что отказался самостоятельно, потому что не жилец за границей. Признавая, впрочем, что итальянцы гораздо ближе ему по темпераменту, чем французы и от работы в «Ла Скала» он получил массу удовольствия. Да и трудно поверить, что власти могли повлиять на всенародного любимца, который, по собственному признанию, всю жизнь считал себя антисоветчиком.
Популярность Магомаева в Союзе в эти годы не поддавалось никаким описаниям – он выступал в театрах, концертных залах, на стадионах, и свободных мест в зале не было никогда вне зависимости от величины площадки. Все женщины Союза были, конечно, влюблены в него, но он любил лишь свою жену оперную певицу Тамару Синявскую, с которой прожил больше тридцати лет.
Следующие пару десятков лет он пел в опере, на эстраде, записывал песни для кино и мюзиклов – репертуар Магомаева насчитывает около 600 произведений. А потом внезапно ушел со сцены, пообещав больше никогда не давать сольных концертов. Магомаев ушел рано, мотивируя этот поступок тем, что хочет, чтобы зрители запомнили его поющим и хорошо выглядящим. Своему обету не выступать сольно он впоследствии остался верен, выступая лишь в отдельных сборных концертах.
Последние годы Магомаев предпочитал проводить в компании нескольких самых близких людей и компьютера. В интернете он продолжал общаться с поклонниками, к которым, несмотря на уход со сцены и звездный статус, относился с уважением.
В 1997 году астрономы сделали певцу и его супруге подарок – назвали их именами две малых планеты Солнечной системы. Теперь они носят названия 4980 Magomaev и 4981 Sinyavskaya.
Сегодня супруга Магомаева Тамара Синявская сообщила, в шесть часов утра Муслим Магомаев скончался после продолжительной болезни.