Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Засада в полосе отчужденья

Ольга Славникова «Любовь в седьмом вагоне»

Вышла «Любовь в седьмом вагоне» — сборник рассказов, написанных лауреатом «Русского Букера» Ольгой Славниковой по заказу железнодорожного журнала во всех развлекательных жанрах — от детектива до мистики с совершенно неожиданным результатом.

Идея диковатая, но безобидная – предложить мастеру трудночитаемой прозы писать рассказы для железнодорожного глянца и развлечения элитных пассажиров. Тут как-то все сошлось. И главный редактор РЖД-шного «Саквояжа СВ», председатель жюри «Русского Букера» Александр Кабаков в бесплатном журнале мог публиковать, что хотел. И Ольге Славниковой — автору, заслуженно получившему эту премию, тема железнодорожных путешествий оказалась близка. И писать можно было не рассказики для журнальчика, а сразу будущий сборник.

Сборник написался и вышел. Совершенно неожиданный для творчества автора и железнодорожно-развлекательной темы.

Однажды Славникову сравнили с Набоковым. Сравнение пристало с оговорками: «Набоков в юбке».

Он же «из Екатеринбурга». Сравнение с ближним по времени гением сравниваемому не обидно. Шекспир в юбке – смешон. Набоков в том же – закрепляет сходство. Прозу Славниковой называют «метафорической».

Метафоры, сравнения, переносы, уподобления в такой прозе – не прием, а условие и способ воссоздания мира до праматерии и первичного духа, в котором все было едино. А теперь разлетелось. И восстановимо только через открытие тех самых первоначальных сходств и единств.

Чтение и для посвященных увлекательно-утомительное. Пропущенная метафора застревает на периферии сознания, тянет вернуться. По дороге теряешь собранное.

Тут как с движением глаз при разглядывании Моны Лизы.

Кто видел диаграмму – тот поймет. Только в «метафорической прозе» за этими постоянными возвращениями к деталям картина иногда расплывается до полного исчезновения. Тут есть какой-то секрет создания подобным способом совершенной вещи, когда из сближений далекого в цепочках неожиданных сходств складывается единственно возможная цельная картина.

Славникову тянула тайна легкого жанра. Детектив, фантастика, мистика, триллер. За их сочинителями она признавала безусловный дар. Простая, кажется, вещь – забросить в завязку вопрос и дотащить на нем интерес читателя до финала. Но не всякому пишущему серьезное этот простенький дар дан.

«Трудное я уже написала», — говорила Славникова о собственных романах «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» и «Один в зеркале». Хотелось написать «легкое».

Загадки в десятке рассказов сборника Славниковой – только с виду стопроцентно жанровые. Столкнется ли на испытаниях сверхскоростной поезд со своим двойником-призраком? («Русская пуля» — фантастика). Соблазнят ли соседки по купе мужчину-неудачника в международный женский день? («Норковая шапка В.И. Падерина» — любовная сказка). Какую пакость устроит провинциальным донне Анне и дону Хуану статуя покойного мужа Анны, погибшего в разборке бандита по кличке «Командор»? («Статуя Командора» — мистика). Что скрывает в своем доме, дважды сметаемом гигантским смерчем, бывший популярный актер Смоляков? («Старик и смерч» — рассказ-катастрофа).

Ольга Славникова заметила как-то о попытке знакомого написать «постмодернистский триллер»: «Постмодернисткий написался, триллер – нет».

То же, собственно, произошло и с рассказами самой Славниковой. Рассказы есть. Мистики, детектива, фантастики в них — чуть.

Все эти ставшие привычными в современной литературной реальности допущения — скучный менеджер-ловелас, оказавшийся случайным убийцей, племянница престарелой тетушки – тайная шаманка, устраивающая почти насильно ее пожилое счастье, организатор экстримного отдыха пресыщенных богатством – маленький добродетельный дух, наставляющий толстосумов на путь истинный – они этой славниковской прозой поглощаются, тут же изменяя свои состав, природу, предназначение. Сами превращаются в литературу.

Тем не менее, новая книга Ольги Славниковой – вовсе не еще одна безуспешная попытка автора интеллектуальной прозы сыграть не в свою игру.

Что-то произошло в этих историях.

То ли капельки жанра сработали, как катализатор, и запустили процесс некой новой кристаллизации. Или точно ощутимое суженное пространство вагона и купе заставило пристальнее вглядеться в характеры персонажей. Только замкнутый цикл воспроизведения мира в подобиях перестал быть самодостаточным. Он разомкнулся. Персонажи вошли в него и подчинили себе, своим отношениям и тому, что должно с ними случиться. Действие в развитии отношений и конфликтов двинулось с курьерской скоростью. Промелькнувшая за окном метафора уже не требует немедленного возврата и не разрушает целостности.

Десяток рассказов составили единую книгу вовсе не потому, что так или иначе зацеплены они за рельсы, вагон и тамбур для курящих.

Иные истории и вовсе оторвались от путей и вокзалов. Да и не в железках тут дело. Повозившись безуспешно с жанрами чуждыми, Славникова как бы невзначай создала свой собственный авторский жанр. Легкостью превращений он ближе всего к сказке. В нем живет совершенно оригинальный мир, движимый им же самим творимым волшебством. Только в этом мире статуя Командора может ввалиться к донне Анне, чтоб загладить вину принудительной скорби, несчастье всей жизни бизнесмена-неудачника оказывается в его старой шапке, источающей запах шоколада, и спасение пропившегося и забытого в болотном торфе поселка становится возможным благодаря живущим в нем сестрам Черепановым, умудрившимся соорудить из покореженного железа паровоз с двигателем системы «самогонный аппарат».

Ничего более сообщить об этом мире не читавшим книгу Славниковой не представляется возможным. Кроме, пожалуй, единственной подробности. Зародиться такой мир мог только в голове автора, давно и внимательно живущего в России.

Ольга Славникова. Любовь в седьмом вагоне. М.: АСТ:Астрель, 2008.

Новости и материалы
В Сумской области на Украине повреждены энергетические объекты
В правящей партия Грузии заявили, что не соглашаются с критикой Венецианской комиссии
В России планируют запустить жилищные вклады
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Стало известно, какую должность Акинфеев может занять в ЦСКА
Все новости