Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Голосуем за солнце

Обзор выставки Ростислава Лебедева

Соц-арт возвращается, обогатившись сегодняшними трендами. Выставка Ростислава Лебедева «Русский пантеон» в галерее Pop/off/art явственно намекает на проекты вроде «Имени России».

Когда выборы перестают влиять на будущее, можно с помощью всенародного голосования актуализировать прошлое. И спорить до хрипоты, кто же был в России всех важнее, всех достойней и умнее. Заграничная забава по выявлению главного национального героя (придумка заведомо попсовая и глубоко бессмысленная) на российской почве привела к нешуточным баталиям и ожесточенным дебатам. Складывается ощущение, будто на карту поставлена вся тысячелетняя история страны. Один неверный жест модераторов, один виртуальный бюллетень, брошенный не в ту «урну», – и достижения предков могут отправиться коту под хвост. И наоборот: разумное, взвешенное голосование при грамотном менеджменте поспособствует очередному подъему национального духа.

Будто сами у себя выиграли «Евровидение» вкупе с футбольным чемпионатом.

Этот специфический всплеск социальной активности не оставил равнодушными мастеров культуры. Кое-кто уже успел откликнуться на происходящее монументальными формами. В эту категорию следует зачислить и художника Ростислава Лебедева – одного из тех, кто в 70-е годы ковал ироническую эстетику соц-арта. Его масштабная серия «Русский пантеон», датированная 2008 годом, использует классические соцартовские рецепты, которые уже канули, казалось, безвозвратно в историю искусства. Стебаться над государственной идеологией стало немодно во времена, когда сама идеология потеряла всякие очертания. Теперь же этот призрак нарисовался опять, и Лебедев воспользовался старыми заклинаниями, чтобы нечистую силу если не спугнуть, то хотя бы удержать на приличной дистанции.

Признаться, сеанс художественного экзорцизма получился не очень убедительным. То ли привидение настолько видоизменилось, что прежними способами с ним не совладать, то ли автор переоценил свое могущество, то ли зритель окончательно утратил интерес к подобного рода схваткам. Пожалуй, влияют все три фактора одновременно. Призрак идеологии плывет своей дорогой, словно и не замечая покушений на себя, а экспонаты остаются висеть на стенах – непонятно, зачем. С главной миссией они не справились, дарить же людям радость от простого созерцания они не умеют. Хоть и нанесены изображения в «Русском пантеоне» акрилом по холсту, называть это живописью было бы большим преувеличением. Вне концепции опусы теряют всякую привлекательность.

А концепция такова: поиронизировать над стереотипом – в данном случае над сакрализацией отдельных исторических персонажей.

На однотипном фоне, куда включены звезды на серебристом небосводе, лучи восходящего солнца и широкая кумачовая полоса, поочередно возникают портреты с соответствующими комментариями. Пушкин – «солнце русской поэзии», Чехов – «солнце русской драматургии», Сталин – тоталитаризма, Ельцин – демократии, Михалков – кинематографа и т. д. Для наглядности авторского замысла (вдруг кто из зрителей не поймет, что столкнулся с изобразительной шуткой) над головой каждого из героев красуются заячьи уши – намек сразу и на плейбойскую игривость, и на невинность детсадовского маскарада. Люди, знакомые с традициями соц-арта, легко догадаются, что художник не имеет ничего против Пушкина или Чехова, а только выражает добродушный протест. Дескать, если без маркировки не распознается величие гениев – вот вам маркировка. А заодно следует подмешать в компанию к подлинным титанам несколько фигур подвусмысленнее, ставя всех якобы на одну доску. Опять же, пища для размышления... Концепция считывается, катарсиса не происходит, новая государственная идеология остается целой и невредимой.

Понятно же, что соцартовские рецепты в их былом виде действовали на общественное сознание только в условиях испускавшего дух тоталитаризма. Играли не просто со штампами, а с символами, олицетворявшими всепроникающую власть государства – и на глазах перестающими работать. Любопытно, например, что попытки последователей соц-арта критиковать рекламные технологии успеха в свое время не принесли. Думается, потому, что к засилью рекламы наше население и без того отнеслось скептически. Не возникло мифологии, которую стоило бы легонько подталкивать к саморазрушению. А действовать по-другому соц-арт не умел и не умеет. Тот же самый стратегический промах обнаруживается и в нынешнем случае. «Русский пантеон» адресован неизвестно кому. То ли автор желает повеселить противников повальной сакрализации деятелей прошлого – так они, противники, и сами не без чувства юмора, их лубочными пересмешками не возбудишь. А кто всерьез готов бодаться за своих «кандидатов» и не чувствует фарсовости происходящего, на тех подобная гомеопатия уж точно не подействует. На чистое искусство проект не тянет, так что эстетам он тоже до лампочки. Получается эдакая «вещь в себе», для внешнего применения не приспособленная. Вообще-то социальная критика – штука тонкая, здесь бы надо поизящнее и поизощреннее.

На угрозы Трампа сразу прилетел ответ из ГосдумыВот вам и друзья: как заговорили о Добровольской после смерти«Хватит врать»: СМИ жестко осадили фон дер ЛяйенОбращение Путина лично к Харатьяну: что с актеромПутин быстро ответил на ультиматум ТрампаТеперь с катастрофой под Актау всё ясно: помог «черный ящик»Найдены шокирующие причины эпидемии пневмонии у детейПутин теперь официально обратился к Трампу и вот что заявилОб убитой в машине Куценко девушке всплыло то, что не должно былоГрязные подробности ухода Певцова из «Ленкома» вылезли наружуЗеленский сделал наглое заявление о новых российских регионахЗеленский устроил истерику прямо на экономическом форумеНа Якубовича подали в суд: что произошлоВ Кремле не стали терпеть слов Алиева о России: ответили четкоУ Путина появился план на Мишустина: США в яростиПопулярный у россиян овощ быстро умертвляет почки: откажитесьРаскусил сразу: что Лавров заявил об угрозах ТрампаСразу 3 сообщения Симоньян меняют мнение о больном КеосаянеМарочко открыто заговорил о творящемся на передовойО произошедшем с Харатьяном высказался даже Путин
Новости и материалы
Медиум из Японии склонял девушек к сексу, объясняя, что «иначе их похитят инопланетяне»
«АвтоВАЗ» начал красить автомобили Lada Niva Bronto в новый цвет
Gloria Jeans закроет фабрики в Ростовской области
Рубио заявил, что США и Китай будут вместе определять будущее мира в XXI веке
Жене экс-главы Сочи предъявили обвинение по делу о вымогательстве 43 млн рублей
Португальского депутата обвинили в серийном воровстве чемоданов
Пятерых мошенников, убедивших девушку ограбить свою квартиру, поймали в Москве
«Вечерний Ургант» впервые за три года вернулся в Instagram
Воюющий на стороне Украины наемник: ВСУ долго не продержатся под Курском
Стало известно, насколько безопасен кроссовер Chery Tiggo 9 при боковом ударе
Житель Запорожья снял атаку «Гераней»
Роспотребнадзор проверит пострадавшие от мазута пляжи
ХАМАС вернет Израилю еще четырех заложниц
Эксперт объяснил слова Трампа о «краже гиперзвука» Россией
В МИД РФ заявили, что Россия и Иран намерены совместно бороться с санкциями
Московский пенсионер окурком сжег электровелосипед курьера
Путин высказался о «хомячащих за обе щеки» украинских властях
Глава МИД Китая и госсекретарь США провели переговоры
Все новости
[]