Олег Басилашвили, актер
— Вы знаете, в чем дело. Я был бы счастлив, если б я мог верить в то, что источники, которыми питаются средства массовой информации, объективно освещают картину. Поэтому своей точки зрения на происходящее в Грузии у меня сейчас нет. И что-либо провозглашать, иметь по этому поводу свою собственную точку зрения я не имею права.
Я знаю только одно: что де-юре Южная Осетия, как и Абхазия, входят в состав Грузинской республики. Возьмите карту Советского Союза и посмотрите: и Южная Осетия, и Абхазия – это Грузия. Эти две автономные республики заявили о своем выходе из Грузии, о своей самостоятельности, но пока мировое сообщество не признало их самостоятельными странами. До тех пор пока это не произойдет, эти две республики считаются входящими в состав Грузии. Наша сторона, Россия, почему-то стала распространять, снабжать граждан Грузии, живущих в Абхазии и Южной Осетии, российскими паспортами, превращая их де-юре и де-факто в граждан Российской Федерации. Как бы отнеслось наше правительство и все мы к тому, что, допустим, во время чеченской войны грузинские власти или, к примеру, американские, стали бы снабжать чеченцев американскими или грузинскими паспортами, заявляя, что теперь они становятся гражданами Америки или Грузии? И заявляли, что они обязаны вступить в Чечню для того, чтобы защитить права граждан Америки или Грузии. Мы не имеем права принимать участие во внутренних делах Грузинской республики. Пусть они разбираются сами — и с Абхазией, и с Южной Осетией. Захочет Абхазия, захочет Осетия выйти из состава, согласится с этим мировое сообщество, будет им дан статус самостоятельного государства — ради бога. Нет – нет. Мы-то здесь причем? Почему мы бряцаем оружием, бомбим, стреляем, убиваем. На мой взгляд, это неправильно.
Я не склонен сейчас кого-либо осуждать, во мне вызывает только ужас все то, что там сейчас происходит. Но я должен просто, пользуясь тем, что это будет там у вас напечатано, напомнить людям, которые разожгли эту вражду, людям, которые под прикрытием псевдодемократических фраз пытаются утвердить свое честолюбие и комплекс неполноценности. Эти люди и люди, которые подвергают риску жизни сотен тысяч ни в чем не повинных грузин, абхазов, осетин, русских, должны помнить и должны перед их глазами стоять примеры военных преступников, которых судило мировое сообщество. И будет судить. Таких, как Гитлер и его компания, таких, как Караджич, Милошевич, Саддам Хусейн и многие-многие другие мерзавцы. Пример этих мерзавцев и их страшная кончина должна все время напоминать людям, развязавшим эту бойню, о том, что их ждет тот же самый конец. Рано или поздно. Я имею в виду тех людей, которые спровоцировали и которые начали эту бойню.
Николай Сванидзе, тележурналист, политический обозреватель
— Какие вообще могут быть разногласия между народами, которые последние 250 лет жили под одной крышей, вместе воевали против общих врагов, несли общие потери, делили общие трагедии и общую судьбу? Переплелись семьями, переплелись судьбами, переплелись культурами, переводили поэзию друг друга все время. Грузия – это традиционная влюбленность русской интеллигенции, грузинская интеллигенция часто жила в России, грузинская знать была при дворе русским императоров, грузинские полководцы, как и солдаты, участвовали в российских войнах, потому что были гражданами одной страны. У нас одна религия: грузины — православный народ. Говорить о каких-то этнических противоречиях невозможно. Нельзя переносить межгосударственные отношения с действиями первого лица на отношения между народами. Потому что все это проходит, исчезает, покрывается пылью, а братские отношения остаются.
Россия не воюет против Грузии. Надеюсь, что и не будет воевать. Она проводит миротворческую операцию в Южной Осетии. И не дай бог, чтобы эти действия обратились в войну между Россией и Грузией. Потому что именно так ситуацию рисует Михаил Саакашвили, который заинтересован в том, чтобы это выглядело именно как война Грузии против России, чтобы настроить мировое сообщество против России. Саакашвили хочет показать всем: это здоровенный вооруженный жлоб – Россия — напал на нашу маленькую страну, теперь вы видите, кто настоящий враг.
Это чистой воды пропаганда Михаила Саакашвили. И на данный момент Саакашвили информационную войну выигрывает. Как показывают мировые новости, значительная часть мирового сообщества убеждена в том, что действительно Россия воюет против Грузии. Саакашвили постоянно дает интервью на английском языке. Его постоянно передают. Иностранные информагентства передают кадры, которых не подтверждают наши военные, а именно, что какие-то бомбы падают на Гори. А весь мир это видит, а мы это не подтверждаем, значит, это там принимают за вранье. Кроме того, нам нужно было с самого начала пригласить кучу международных журналистов в Цхинвали. Они своими глазами увидели бы, засняли на кинокамеры, показали всему миру, что там происходит. То, что Саакашвили выигрывает информационную войну, показывает ситуация в Совбезе ООН, где послу Чуркину при всем его красноречии пока не удается настроить значительную часть членов ООН в пользу России и убедить их в том, что Россия проводит миротворческую акцию. Это отражается на нашем образе во всем мире. Те, кто выдают себя за русских патриотов и говорят, что «Россия напала на Грузию», играют на руку Саакашвили.
Георгий Данелия, кинорежиссер
— Мне жаль, что я дожил до сегодняшнего дня. Больше комментариев нет.