Сегодня, в рамках правительственного часа в Госдуме, недавно назначенный министр культуры Александр Авдеев заявил, что со следующего года в российском кино будет возрождена традиция госзаказа. Это значит, что существующий де факто заказ на создание лент «гуманного духовного патриотического характера» будет узаконен де юре, и государство собирается выделять на это дело более чем солидные бюджеты. К созданию грядущих картин Авдеев пообещал подключить лучших режиссеров, операторов и прочих работников кино.
Одним из первых фильмов, снятых недавно по официальному государственному заказу, стала разруганная критиками прошлогодняя лента Владимира Хотиненко «1612». Режиссер тогда открыто признавался, что предложение, от которого сложно отказаться, ему сделал Никита Михалков, но говорил, что никаких особых установок, кроме задания снять картину о Смутном времени, он не получал.
Каким он видит новое государственное кино, Авдеев не уточнил. Однако его сегодняшнее заявление удивительным образом оказалось созвучно словам того же Никиты Михалкова, сказанным на вчерашнем конференц-форуме «Российская киноиндустрия 2008: анонс будущего».
Как передает «Интерфакс», Никита Сергеевич заявил, что
в России в настоящее время следовало бы заняться съемками новых версий старых исторических фильмов о Нахимове, Суворове и Кутузове, которые с завидной регулярностью выпускали киностудии в сталинские времена.
«Если взять эти сценарии и вывести не присущую современному зрителю идеологию, но оставить исторические факты и патриотический заряд, с новыми технологиями, современными актерами, это будут потрясающие картины, их будут смотреть», — подчеркнул Н. Михалков.
За комментарием к словам Александра Авдеева «Парк культуры» обратился к режиссеру Алексею Балабанову и политтехнологу, галеристу Марату Гельману.
«Я бы на месте нашего государства делал бы это не так громогласно, — посетовал Марат Гельман. — Те художники, артисты, которые возьмутся за это дело, будут в не очень комфортной ситуации. Такое впечатление, как будто у нас так много кинематографистов, что сообщить об этом решении им можно только через СМИ. Тот факт, что фильм сделан на заказ, вредит его популярности. Представьте, что вы знаете, что фильм сделан по заказу пропагандистского отдела, как бы вы себя чувствовали, насколько вы поверите в то, о чем в этом фильме говорится? Против самого по себе госзаказа я ничего не имею — он нужен, и эта практика существует во многих странах. Мне кажется, что об этом решении не должен был знать никто, кроме исполнителей. Кроме того, очень важен заказчик: не только тот, кто придумывает идею будущей картины, но и те, кто решает, что в этом замысле верно, а что нет».
«Мне государство денег на кино не дает, и я не знаю, как к этому относиться, — сообщил корреспонденту «Парка культуры» Алексей Балабанов. — Вот я сейчас снимаю, вернее, монтирую уже картину «Морфий» по булгаковским «Запискам врача». Это вполне патриотическое кино: это 1917 год, это Булгаков, это первый сценарий, по которому хотел снимать фильм Сережа Бодров, это антинаркотическое кино, но денег мне на него не дали. Потому что Сергей Сельянов, продюсер всех моих картин, не делает откатов государству никогда. Откаты эти обычно составляют 10—20%», — заявил режиссер.