Комиксу легендарного Марвела про Железного Человека уже почти полвека. Почему его не экранизировали до сих пор – тайна великая есть (мультсериал 1966 года не в счет). Попытки снять фильм предпринимались с 1990 года, за него брался даже божественный Тарантино, но все как-то не складывалось. Тем кошмарнее выглядела идея в конце концов вручить бразды правления съемкой совершенно неизвестному в мире серьезного кино Джону Фавро.
У Фавро получилось. Огромный бюджет он использовал по максимуму, и к спецэффектам и прочим штучкам нет никаких претензий. Гораздо больше их к сюжету, который по части логики хромает на все четыре ноги, но разве это важно, если экранизируется комикс? Надо смотреть и радоваться, а не задумываться, к примеру, откуда у талибов (организация запрещена в России) в пещерах Афганистана ядерные технологии.
Еще года три тому назад вместо талибов в фильме фигурировали бы воины гнуснопрославленного Саддама, но в 2008 году, на исходе правления Буша, такие шутки никто бы не понял – это же не «Морпехи» Мендеса, а сугубо коммерческое кино.
Потому бог с ними, с талибами – может, у них в пещерах еще и не то есть.
А в пещеры Тони Старк, он же Железный Человек (Роберт Дауни-младший), попал совершенно случайно — поехал рекламировать созданную им суперракету, угодил в засаду и оказался в плену, где его заставили собрать еще более продвинутую ракету. Старк и собрал – только не ракету, а железный костюмчик с функциями огнеметания, полета и пробивания стальных дверей. В котором и совершил довольно смехотворный побег. Остается еще раз подивиться возможностям моджаххедского подполья, но больше не будем на этом останавливаться.
Еще одна важная фишка: в Старка попали осколки при взрыве, и спасти его сумел только подпольный талибанский врач, который вставил ему в грудь электромагнит, отталкивающий осколки от сердца.
Вопрос, что же курят сценаристы, стучит в мое сердце, но мы договорились не отвлекаться.
Тонкий налет пацифизма, проявляющийся в основном в речах Старка, который отрекается от созданного им оружия, оставим опять же на совести вышеупомянутых сценаристов. Это не антивоенное кино, не «M.A.S.H.» Олтмена, и не станем же искать то, чего тут нет. Тем более консультировали фильм братки из Пентагона, которые ничего просто так не делают.
Но в чем отличие «Железного человека» от остальных картин подобного рода? Прежде всего в том, что остальные супергерои – слишком уж супергерои, то есть, цитируя Стивена Кинга, даже испражняются исключительно алмазами, выпадающими из платинового отверстия. Старк же – обычный богатенький Буратино, который не прочь нажраться в хлам, схватить за задницу первую попавшуюся тетку (в роли первой попавшейся – изрядно подурневшая Гвинет Пэлтроу) и потратить нажитый на продаже оружия бабос на мелкие жизненные радости. Поэтому ему хочется сочувствовать.
И это получается.
Во-вторых, «Железный человек» во многом пародиен. Это, конечно, не «Супергеройское кино», но очень близко. Хохмочки и шуточки сыплются, как из рога изобилия, а похождения Старка в постоянно совершенствуемом костюмчике Железного Человека вовсе не похожи на ежедневное спасение мира все теми же суперменами и бэтменами. И это радует. Да и виноват в сверхъестественности Старка не он сам, а именно костюмчик. Чудеса техники, ничего ирреального. Двадцать первый век на дворе, в конце концов. Даже талибы, и те могут сварганить в своих пещерах супермонстра, что уж говорить о цивилизованной части мира.
Основным же плюсом «Железного человека» является приглашение на главную роль Роберта Дауни-младшего. Изначально шли разговоры о том, что ее сыграет Том Круз или Николас Кейдж, но оба этих парня явно смотрелись бы тут блекло — Круз, простите, слишком корявенький, а Кейдж – чересчур психологичен. Дауни же, в последние времена переживающий не лучшие дни и запомнившийся разве что по «Зодиаку», явно не прогадал –
«Железный человек» может сделать с ним то же, что «Криминальное чтиво» с Траволтой.
Вот уже и «Халк» на подходе, а там и сиквел «Железного человека» не заставит долго ждать…
Но если Дауни изрядно вложился душою в своего героя, то остальные, включая ту же Пэлтроу и главных злодеев от Талибана, получились довольно картонными. Домашний робот Тони Старка выглядит на порядок привлекательнее, но это, видимо, судьба всех фильмов о супергероях – не у каждого Бэтмена есть свой Робин, в конце концов. Это только в «Хэллбое» все экшн-хироуз практически равнозначны, но «Хэллбой» — это кино несколько иного уровня, при всем уважении к Фавро и Дауни-младшему.
Впрочем, свою основную функцию «Железный человек» выполнит: соберет энное количество денег, породит сиквел и кучу побочной продукции, как это уже было с Человеком-Пауком. Да и времени, потраченного на просмотр, откровенно не жалко: кинцо веселое, динамичное, и Дауни симпатичный. Хоть и сделался визуально очень похожим на Сильвестра Сталлоне, что настораживает… Дай бог, пронесет.