Отношения между реально издаваемой и сочиненной в интернете литературой какие-то мутные. С одной стороны каждая демонстрирует свою самодостаточность и существования соперницы старается не замечать. С другой - заметны заносчивость и высокомерие. Причем со стороны любимцев интернет-сообщества — явно наигранные. Все-таки что б ты не писал в своем блоге – пока книжка не вышла – какой ты писатель?
Издатели, коммерческим отсевом немало способствовавшие росту сетевой писательской популяции, тоже в комфорте не пребывают. Пересчеты поголовья читателей интернет-авторов на тиражи чреваты стойкой грустью упущенной прибыли. И потому химические эксперименты по переносу слов с мониторов на бумагу продолжаются.
Иногда опыты дают результаты. Вполне ожидаемые. Как, например, этот последний опыт в серии «Автор жжout».
Ответ на вопрос совсем уж непосвященного: «Что ж они там в Интернете такое пишут?» сборник, составленный Мартой Кетро по итогам конкурса сетевых писателей, дает. Примерно такой: «Пишут, что и везде». И с тем же успехом. Из тысячи рассказов, присланных на конкурс, удалось наскрести три десятка приличных. Половина авторов – профессиональные писатели, публикующиеся в «традиционных» журналах и сборниках.
Говорят, журналистика и бульварная скоропись способны загубить самого талантливого начинающего. Теперь сюда можно добавить блоготворчество. Легкость публикации, нетребовательность публики, отсутствие профессиональной оценки и — готово дело. Начинающий как свободный новатор под поощрительное урчание френдов в два счета оказывается в компании чеховской дамы с ее «Мороз крепчал...».
Рассказ – жанр беспощадный.
Малым объемом (ладно уж, прочту, если дрянь — недолго мучиться) купишь читателя только на первых строчках. Гипнотический сон вымышленного мира только кажется глубоким. Одно несоответствие, промах, натяжка, и рушится пространство. Читатель летит с облаков. Удариться можно больно.
А натяжек, нелепостей, сюжетных конфузов и слабостей в рассказах сборника хватает.
Героев рассказа жж-юзера tarlith не пускает в лес на шашлыки дед-поляк, ровесник первой мировой. Там, в августовском лесу, шедшие бои немцев с русскими сто с лишним лет назад испугали маленького деда. Удачливые менеджеры, приехавшие на пикник, деда не слушают. К утру их всех в лесу и перестреляли. В финале над трупом склонилась тень в шлеме кайзеровской армии. Из черного глазика выпал на тропинку моноколь.
Вообще с фантастикой у юзеров иногда полный швах.
Спасительный дар – кипятить воду взглядом к герою рассказа ЖЖ-писательницы autumn приходит слишком поздно. По мысли автора получается, что, если б дар кипячения не запоздал, экстрасенсу удалось бы спасти и сына, погибшего на фронте, и дочь, попавшую под бомбежку и жену, умершую от горя. Как одно с другим связано – Аллах ведает.
Финал рассказа – одно из самых слабых мест авторов, избалованных юзерством. Иногда кажется, что тут в советчиках — привычка к минимальному объему текста, доступному блогерам. Дошел до границы экрана – ставь точку и жди комментов.
Привычка к коротеньким на полстранички постам привела к рождению новой формы рассказа. Кажется, не имея сил раскрутить один сюжет до трех страниц, юзеры ставят подряд два-три сюжета, стянутых на живую тематическую нитку. Как в рассказе сетевой писательницы malka-lorenz, где через отбивку следуют: монолог содержанки, рассказ рассеянной практикантки, не заметившей как в больнице у нее под носом подростки-пациенты периодически насилуют шестилетнюю девочку и материнское воркованием Неизвестной над таким душкой фаллосом в финале.
После испарения сети на бумаге многое становится заметным.
Как мелки, например, и поблескивают глянцем дамские рассказы на тему, «почему я не вышла за француза» или «как я бросила шведа». Или сколь легок анекдотец о том, как двое открывают истинную любовь в процессе совместного лечения от венерической болезни.
«Выверенные профессиональные тексты соседствуют с непричесанной прозой дебютантов» — комментирует свой труд составитель Марта Кетро. И это правда. Есть и выверенные, и профессиональные. И талантливые. Например, трагичный и прозрачный текст Александра Николаенко «Ванька». Или ироничная и печальная картина с Христом, кормящим кошек — «Посмотри на лилии полевые» Натальи Ивановой. Или полные мгновенных трансформаций образы из рассказов Татьяны Замировской «Балкон» и «Виноградный человек», в которых объем и глубина рождаются вне слов.
Идея издавать сборники и книги сетевых писателей не имеет ничего общего ни с поощрением начинающих, ни с благотворительностью, ни с заботой о литературном процессе. Это – бизнес идея.
Привлечь интернет-аудиторию к покупке книг знакомых по сети авторов. Продать далеким от сети читателям некий новый и успешный у других потребителей продукт.
Идея небезнадежная, но рискованная. А с изданием промежуточных сборников, в которых профессиональные тексты так густо перемешаны с неприкрытым дилетантизмом – пожалуй, что и очень рискованная.
«Вздохнуть! И! не! Ды! Шать!». М.: АСТ, 2008.