Если кто из творцов современных экшн-блокбастеров должен войти в историю, так это Питер Джексон. Его «Властелин колец» стал символичной чертой, разделивший кинематограф на «до» и «после», — фильм превратился в эталон: с него берут пример, ему подражают, с ним сравнивают готовые образцы. Вот и «10 000 лет до нашей эры» Роланда Эммериха, хоть и рассказывает вовсе не про орков и хоббитов, а про доисторические племена, неуловимым образом напоминает картину Джексона. Величественные панорамы – горы, равнины, пустыни, — сменяющиеся кадрами маленьких и одиноких в своей миссии героев, компьютерные сражения грязных орд с использованием мифических животных на фоне нечеловечески монументальной природы — все это в «10 000» кажется смутно знакомым. Хотя, быть может, отчасти все дело в том, что съемки фильма шли, в частности, и в Новой Зеландии, где снимался и «Властелин колец». А эта страна теперь так активно используется в блокбастерах, что немудрено уже начать узнавать места.
Впрочем, «Властелин колец» — не единственный фильм, приходящий на ум в связи с «10 000 лет до нашей эры».
Американская пресса не обманула, назвав картину «апокалипсис-лайт», ведь в плане сюжета он и вправду напоминает «Апокалипсис» Мела Гибсона. Мирное племя живет припеваючи, пока на него не нападают чужеземцы. Кого-то убивают, кого-то забирают в плен и долго ведут через живописные просторы в лоно высокоразвитой цивилизации (майя) под сень пирамид. Только вместо майя в «10 000 лет до нашей эры» будет древний Египет, а вместо обычного побега из плена – грандиозная битва. Другое дело, что фильму Гибсона присвоен рейтинг «R», поскольку героям вполне натуралистично вырывают сердца, а некоторых даже съедают леопарды.
В «10 000 лет до нашей эры» нет ни капли крови, и с рейтингом все в порядке: трупы, конечно, имеются, но не больше десятка, а умирают все нестрашно и артистично.
Д'Лех, охотник на мамонтов, которых в фильме по неясной прихоти сценария древние люди называют «маммоками», влюблен в ослепительно синеглазую (невозможно отделаться от мысли, что уже тогда существовали контактные линзы) девушку Эволет. Но Эволет дама не простая, она связана с пророчеством. Ее суженый должен сделать что-то очень великое — то ли повести всех куда-то, то ли спасти кого-то. Пока Д'Лех рефлексирует в сторонке, сомневаясь в своих способностях к подвигу, приходят чужаки и увозят Эволет. Д'Лех, конечно, тут же берет копье в руки и отправляется на ее поиски. По дороге он знакомится с дружественными племенами, заводит отношения с саблезубым тигром, а потом, собрав волю в кулак, спасает не только Эволет, но и до кучи всех египетских рабов.
В процессе открывается некоторое количество пикантных исторических подробностей: например, относительно египетских пирамид. Это пусть историки рассказывают о хитроумных технических приспособлениях, а уфологи — о внеземных технологиях. Версия режиссера Эммериха не менее элегантна – египетские пирамиды были построены с помощью мамонтов. И ничего, что в Египте они не водились, – кого, в сущности, волнуют подобные мелочи?
Но не стоит позволять научно-историческому шоку отвлекать внимание от диалогов – они прекрасны.
Один из самых ударных эпизодов фильма – сцена, в которой, встретившись с незнакомым племенем, Д'Лех вдруг слышит от предводителя родной американский английский. «Ты что, и по-нашему можешь?» — с простодушным изумлением вопрошает юноша. А как красноречиво охотник на мамонтов признается в любви… Великие поэты Возрождения умерли бы от зависти.
Мел Гибсон, снимая «Апокалипсис», хотел развенчать романтический миф о майя и рассказать, какой кровью на самом деле делается история.
Попытки вычленить подтекст «10 000 лет до нашей эры» ввергают в тупик.
Ну, собственно, о чем все тот же «Властелин колец»? О том, что побеждает дружба? Или о том, что судьба одного единственного хоббита ничто в сравнении с высокой целью? Конечно нет, «Властелин колец» — просто безумно эффектный захватывающий эпический экшн. Таков и «10 000 лет до нашей эры» с поправкой на то, что он менее красив и менее изобретателен. В конце концов, если уж игнорировать исторические факты, то можно было хотя бы населить древний мир еще какими-нибудь диковинными животными, кроме толпы мамонтов, одинокого саблезубого тигра и гигантских птиц, которые бегают так быстро, что рассмотреть их попросту не успеваешь. Но в итоге вместо размашистой фантастики получаешь путешествие, романтику и разговоры — типичное занудноватое роуд-муви, просто доисторическое.