На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Декаданс в «рунической» транскрипции

Выставка «Золотое руно»

В 1906 году Николай Рябушинский основал журнал «Золотое руно». Через сто лет об этом «рассаднике декадентства» вспоминают в Третьяковской галерее на выставке «Золотое руно. У истоков авангарда».

Странными все-таки путями двигалась купеческая мысль на заре ХХ века. Потомки богатейших российских родов не просто начали впадать в меценатство (это куда ни шло, дело-то, считай, богоугодное — отчего ж не подсобить театрам каким или, опять-таки, художникам) — нет, отпрыски эти склонны были и сами порулить культурными процессами. Примеров тому хватало, и один из ярчайших — Николай Павлович Рябушинский. Судя по всему, развитие семейного бизнеса его не сильно беспокоило: пускай себе братья дебеты с кредитами сводят. А вот поговорить с умными людьми о прекрасном или самому взяться за кисть, прикоснувшись к новым веяниям живописи, — совсем другой коленкор. Правда, относились к нему поначалу снисходительно. И когда Рябушинский затеял издавать новый литературно-художественный журнал (время для проекта, кстати говоря, было мало подходящее: только-только кровь успели смыть с мостовых после декабрьского восстания 1905 года), культурная элита вовлекалась не слишком охотно. Однако за четыре года издание обрело завидную популярность в узких кругах.

Сам Рябушинский охарактеризовал начинание как собственную прихоть.

На практике программа журнала оказалась более чем осмысленной. Петербургское объединение «Мир искусства», наиболее влиятельное в ту пору, переживало кризис, хотя виду не подавало. Как-то не клеилось у них с коллективной идеологией, каждый тянул в свою сторону, а молодежь уже бредила символизмом — экая безвкусица! Но именно с декларативной поддержкой символизма и выступило «Золотое Руно»: первый номер журнала посвятили творчеству Врубеля. Главных героев потом меняли, регулярно делая реверансы в сторону именитых «мирискусников», однако дорожки с ними то и дело расходились. Особенно это стало наглядно после знаменитой выставки «Голубая роза», устроенной журналом в 1907 году. Потом последовали и другие экспозиции, где работы русских художников уже соседствовали с опусами французских постимпрессионистов. К слову, нынешняя выставка в Третьяковке приурочена как раз к 100-летию проведения в Москве «Салона Золотого руна». Именно тогда начало формироваться будущее объединение «Бубновый валет», впервые в голос заявили о себе Ларионов с Гончаровой. Но Рябушинский, похоже, устал от постоянных склок, да и финансовые возможности его были не безграничны. Журнал официально закрылся в конце 1909 года, успев, правда, поместить на своих страницах следующей весной некролог о Врубеле. С кого начали, тем и закончили.

В советскую эпоху, само собой, все журнальное наследие угодило в спецхраны — от греха подальше.

Мы помянули историю вопроса в самых общих чертах – чтобы было понятно, из-за чего сегодня огород городится. Именно номера журнала (буквально увеличенные обложки и страницы с оглавлением) задали структуру выставки. Если выбросить из сознания эту путеводную нить, нетрудно будет запутаться: с чего бы древнерусские иконы располагались рядом с «Головой Иоанна Крестителя» кисти Александра Иванова, а венециановская «Крестьянка с васильками» взирала на брутальную живопись раннего Кончаловского? На самом деле все вполне логично: журнальные темы находят воплощение в реальных экспонатах.

О русско-французских выставках «Золотого руна» мы уже обмолвились выше, стоит лишь добавить, что нынешнее совмещение Гогена, Сезанна, Родена, ван Донгена и Валлотона с Борисовым-Мусатовым, Сарьяном, Машковым и Петровым-Водкиным не предполагает все же доподлинной реконструкции событий столетней давности.

Некоторые полотна действительно висели тогда поблизости, большинство же других лишь примыкают к ним по эстетике. Абсолютный педантизм попросту невозможен, с таким подходом работа над выставкой быстро зашла бы в тупик. Даже Пушкинский музей с Эрмитажем не выдали всего, что у них просили (по этой причине отсутствуют ранее заявленные работы ван Гога и Матисса), а уж выцарапывать что-то из-за рубежа для сугубо «внутреннего пользования» — дело и вовсе гиблое. Но если все же не зацикливаться на документальности, то выставку в Третьяковке следует признать толковой и довольно впечатляющей. Здесь много качественного искусства, собранного по понятному поводу. В данном случае можно считать это формулой успеха.

Новости и материалы
В Чувашии пострадавшим от атак БПЛА окажут единовременную матпомощь
Медведева рассказала, зачем сделала ринопластику
Севшего на иглу годовалого ребенка спасли врачи в Подмосковье
«Побили битой»: приморцы толпой напали на человека на проезжей части и попали на видео
Камбоджа обвинила Таиланд в распылении токсичного газа
В «Валдае» высказались о введении санкций против участников клуба
Фигуристка Петросян призналась, что не дотягивает до Щербаковой и Трусовой
Двое взрослых и ребенок отравились угарным газом из-за долга за свет
Водонаева заявила, что ей не хватает Урганта на российском телевидении
Губернатор Запорожской области заявил о продвижении ВС РФ по всем фронтам
Генсек НАТО присоединится к переговорам по Украине в Берлине
Муж Ани Лорак о браке с певицей: «Я видел ее в трудные моменты, когда проще было сдаться»
В Челябинске водитель обматерил инвалида, который на коляске выпал из автобуса
В США раскрыли потери американского бизнеса от западных санкций против России
Рейс авиакомпании KLM был отменен из-за крысы на борту
В Минобороны сообщили о перехвате оперативно-тактической ракеты ВСУ
Водонаева послала матом Собчак и отказалась от ее интервью
В РПЦ прокомментировали признание Pussy Riot экстремистской организацией
Все новости