Есть какая-то чудовищная ирония пресловутой судьбы в том, что первые весенние (или, если угодно, последние зимние) холода ударили ровнехонько в день приезда изобретателя самой солнечной музыки в мире. В день приезда изобретателя психоделического фанка, заслуженного психонавта и многодетного отца Джорджа Клинтона шел снег. Тем не менее, самый большой московский клуб был практически полон. Припарковаться в округе, как это бывает на серьезных статусных концертах, было негде – дорогие и не очень машины вольготно расположились в радиусе нескольких сотен метров.
Кроме того, кажется, впервые в рамках еженедельных джазовых вечеров в Б1 было что-то, напоминающее аншлаг.
Дело в том, что администрация клуба пошла навстречу меломанам и прочим блогерам и убрала с танцпола мешающие зажигательным танцам столы. Ну, то есть почти убрала – с правого фланга они еще оставались, но сидели там только немногочисленные упитанные пиджаки со своими пассиями – величина, которой вполне можно пренебречь. По большей части же публика являла собой молодых людей в возрасте примерно до тридцати лет. Что несколько странно, ведь первые записи Funkadelic датированы еще 1967 годом, а на недавние концерты Чака Берри или, допустим, Игги Попа внезапно явились чуть ли не все поднявшиеся до среднего достатка старые московские хиппи.
С уже традиционной двухчасовой задержкой, миновав невразумительный разогрев, Parliament of Funkadelic явились пред ясны очи любителей фанка. В качестве пролога седобородый негр с дредами и в косухе с логотипом P-Funk заставил собравшихся покричать, что фанк это все, что нам нужно. После этого он подхватил гитару, а публика обнаружила, что кроме косухи на мужчине нет ничего, кроме огромного подгузника, белых носок и ботинок. Надо сказать, что музыкант ввел зрителей в заблуждение. Не обнаружившие на сцене пожилого господина с разноцветными дредами, каковым Клинтон глядит со всех фотографий, среди собравшихся то и дело раздавались голоса «а старичок-то еще ого-го» или «вот бороду побрил и сразу помолодел».
Иллюзия развеялась примерно через сорок минут, когда на сцену под всеобщие овации и крики вышел сам маэстро, изобретатель и «звездный мальчик».
Тут уж немного знакомые с историей коллектива слушатели поняли, что тот, кого приняли за виновника торжества, все-таки самый известный вокалист группы Гарри Шайдер.
Внешним видом Клинтон убрал всех находящихся на сцене. Несмотря на то, что все музыканты были выряжены весьма экстравагантно, крепкий старик оказался уж совсем бескомпромиссным фриком почище любого Мерилина Мэнсона. Ну представьте себе довольно габаритного семидесятилетнего мужчину, на голове которого такая прическа, что уж и правда вспоминаешь о психоделических радужных фонтанах и всяком таком. В принципе, оставшиеся два часа концерта смотреть можно было только на него, не особенно вдаваясь в импровизации остальных музыкантов.
А еще он в какой-то момент раскурил такой косяк, что дух Ямайки достиг самых отдаленных концов огромного ангара, но это уже детали.
Впрочем, сильнейший харизматик Клинтон не был единственной причиной, по которой музыка уходила на второй план. Дело в том, что услышать эту самую музыку было вообще довольно сложно. Первые несколько композиций великая группа вообще не вызывала ничего, кроме недоумения – все звучало очень тихо и при этом постоянно заводилось. В результате помимо борьбы с постоянным персонажем перформансов Parliament of Funkadelic врагом фанка и обладателем белой шляпы из перьев Сэром Носом перед зрителем разворачивалось другое противоборство – звукорежиссер изо всех сил пытался сделать так, чтобы слышно было хоть что-то. Примерно к середине продлившегося больше двух часов сета ему это почти удалось, но все равно не оставляло ощущение, что изобретатели и первооткрыватели так не звучат.
В конечном счете, удовольствие от, возможно, единственного концерта легенд мировой музыки смогли получить только обладатели расширенного сознания или хотя бы хорошего воображения.
То есть если послушать все записи Parliament и Funkadelic начиная хотя бы с 1972 года, то вполне можно усилием разума отсечь многочисленные технические проблемы и получить удовольствие. Но, право же, такого рода виртуальные эксперименты не должны стоить 1200 рублей.