Борман, Череп, Спирт и Чуха (вовсе не какие-нибудь видные нацисты, а нормальные юные жители Петербурга, промышляющие нелегальными коммерческими раскопками на местах сражений ВОВ) выезжают на очередную экспедицию в сельскую местность. Отметелив покусившихся на урожайную делянку кавказских конкурентов, они принимаются энергично рыть землю и в скором времени докапываются до засыпанного блиндажа, оказавшегося в плане находок натуральным Клондайком. Тут тебе и оружие, и пыльное, но в целом вполне приличное офицерское кожаное пальто, и сейф, с вполне возможно чем-то ценным.
Обрадовавшись находке, археологи по известному русскому обыкновению решают выпить водки, после чего совершают очень большую ошибку.
Поблизости будто из воздуха материализуется древняя бабушка и, огорошив парней заходной фразой: «Я ведь знаю, вы святым делом занимаетесь», — угощает их молоком и шамкает что-то про погибшего в этих местах сына Диму Соколова и его серебряный портсигар, который старушка хотела бы каким-нибудь чудесным образом получить. Не отказавшись от молока, молодые люди реагируют на просьбы женщины циничными шуточками и драматическим негодяйским смехом. С похвальным рвением проштудировав труды по военной истории, они, должно быть, совсем позабыли русские народные сказки. А ведь тупая старшая сестра героини «Морозко» много чего рассказала бы им о том, что бывает, когда на ровном месте хамишь невесть откуда взявшимся и безобидным с виду пожилым людям.
Отсмеявшись, ребята стряхивают пыль с найденных в сейфе солдатских книжек и с понятным ужасом обнаруживают там собственные фотографии и ФИО.
Справедливо решив, что, если отобедать на солнцепеке купленными в стремном сельском магазе водкой и консервами, а затем залакировать это непастеризованным жирным молоком прямо из коровы, то можно увидеть и не такое, герои раздеваются догола и ныряют в ближайшее озеро с целью взбодриться и прийти в себя. Однако водоем оказывается временной дырой, через которую Борман и его друзья попадают в разгар боев 1942 года.
В кинематографическом отношении «Мы из будущего» есть сюрприз вдвойне приятный, поскольку мало что к тому располагало.
Худшую рекомендацию, чем «картина снята по госзаказу», придумать непросто. Самым известным фильмом режиссера Малюкова, автора «Мы из будущего», является невыдающийся военный боевик «В зоне особого внимания» (1977 год). Соавтор сценария Володарский, в молодости работавший с Михалковым и Германом, в последнее время, кажется, несколько спекся и норовит побаловать публику ненарочным трэшем вроде памятного «Дневника камикадзе». При этом кино получилось удивительно вменяемым.
Размышляя, чем нынешние молодые балуются на досуге, создатели даже в некотором роде бегут впереди паровоза. В одном из первых эпизодов компьютерщик Чуха, например, изящно микшируя виртуальность с реальностью, под духоподъемное техно едет по шоссе на джипе и параллельно играет на ноутбуке в стрелялку, в которой опять-таки катит на джипе и крошит из пулемета цифровую нечисть. Ощущения у пользователя, должно быть, недурные. Главное, чтобы впечатлительные и обеспеченные юные зрители после просмотра фильма не попробовали заняться тем же на водительском сиденье папиной тачки (Чуха отжигает на пассажирском).
В военных сценах Малюков явно чувствует себя увереннее, нежели в бытописании тинейджеров, и грамотно работает с пропорциями, разбавляя неизбежный и мотивированный трагический пафос всякого рода шутками-прибаутками и не стремясь демонизировать действительность.
Даже ведающий расстрельными приговорами особист выглядит вполне себе живым человеком.
Будто бы всячески рекомендуя себя вражеским снайперам, ездит по передовой на лошади и наблюдательно роняет в адрес Бормана (называющегося в окопах родной фамилией Филатов): «Такого бабы любят». Юмор главным образом построен на сознательных цитатах, и список первоисточников, привлеченных для вдохновения, похвально разнообразен. Автор «Назад в будущее» Роберт Земескис передает нам привет, когда во время спонтанного окопного концерта Борман и Спирт исполняют для военнослужащих номер с использованием гитары и виниловой пластинки, которую на диджейский манер покручивают пальцем на патефоне. Ненадолго попав в немецкий плен, тот же Борман, явно знакомый с «Судьбой человека» Бондарчука, на допросе выпивает два стакана шнапса, а в ответ на предложенную в паузе сардельку не отказывает себе в удовольствии отрезать: «Русские после первой не закусывают». Сразу после этого он, набравшись пьяной наглости, подходит к карте и за пару минут объясняет немцу, как именно тот проиграет войну. При этом человека колбасит так, что кажется, еще секунда, и будет визуально процитирован анекдот про Штирлица, которого рвало на родину, но в последний момент авторы очень вовремя дают себе по рукам.
На извечный вопрос, а чем же, кроме стабильного выигрывания в лотерею, герои фильма про перемещения во времени займутся в дальнейшем, в картине дается ясный ответ. По возвращении в настоящее, завидев на Невском кучку гогочущих скинхэдов, Борман, Череп, Спирт и Чуха улыбаются так нехорошо, что сразу становится понятно: заняться тут есть чем, более того, работы непочатый край.