Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Тотальная распродажа

«Сотбис» в Московском центре искусств

12 марта 2008 года аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне аукцион современного русского искусства. С недавнего времени стало традицией в преддверии русских торгов устраивать блиц-показ в России.

В Московском центре искусств на ближайшие три дня представители аукционного дома «Сотбис» выставили «избранное» из 36 работ современных русских художников. Среди будущих лотов представлены классики соц-арта Эрик Булатов и Олег Васильев, известные представители московского концептуализма Иван Чуйков и Вадим Захаров, «наше все» 90-х Владимир Дубосарский и Александр Виноградов и, конечно же, главный хит нулевых — группа АЕS+F. По такому случаю в Москву приехали лорд Полтимор, председатель совета директоров «Сотбис — Россия», и Джоанна Викери, глава русского отдела «Сотбис» в Лондоне, а в мае прошлого года «Сотбис» даже открыл в Москве специальное представительство, которое возглавил Михаил Каменский.

Такое трепетное отношение к России со стороны «Сотбис» не случайно.

Не секрет, что основными покупателями русского искусства в самом широком его ассортименте от антиквариата и живописи XIX века до русского авангарда и сов-арта второй половины XX века являются русские. С 1988 года, когда на волне перестройки «Сотбис» провел в Москве первый аукцион современного русского искусства, который превзошел все ожидания, ситуация несколько изменилась. Тогда «обломки самовластья» пользовались невероятным успехом на Западе. Затем, в 90-е, интерес Запада к России заметно поугас, а сама Россия находилась в мезозойской эре капиталистического развития, когда первичные капиталы тратились на приобретение «Мерседесов». Поэтому серия аукционов русского искусства, состоявшихся в эти годы, с треском провалилась.

Лишь в 2007 году сумма, вырученная от продажи русского искусства (в широком смысле этого слова) поднялась до рекордной высоты — более 180 миллионов долларов. Первый аукцион современного русского искусства, проведенный в феврале того же года, принес более 5 миллионов долларов, что пока не сравнится с доходами от китайского искусства, но тоже очень хорошо. Таким образом, только в период с 2005-го по 2007-й «Сотбис» увеличил годовой оборот торгов русским искусством в тридцать раз.

Впрочем, все эти факты свидетельствуют скорее о неуклонном росте благосостояния по крайней мере отдельных россиян и, соответственно, о росте их покупательской способности (не только финансовой, но и ментальной), нежели о росте престижа русского искусства, тем более искусства второй половины XX века.

Выставка в центре искусств, увы, наводит на подобные невеселые размышления.

Во-первых, становится понятно, что, несмотря на звездный список авторов, среди которых уже упоминавшиеся Васильев, Булатов, а также Кабаков, Вейсберг, Рабин, Зверев, Гороховский, Янкилевский, Штейнберг и многие другие, их лучшие произведения уже давно распроданы. И данный аукцион напоминает чем-то тотальную распродажу в конце сезона.

Во-вторых, резко бросается в глаза контраст: так сказать, старая школа, уходящее искусство второй половины XX века, интровертное, эгоцентричное, в каком-то смысле даже слегка аутичное, мучительно преодолевающее эдипов комплекс по отношению к первому русскому авангарду, с одной стороны, а с другой — пока еще только развивающееся новейшее искусство, техногенное, агрессивное, амбициозное, представленное на международной арт-сцене прежде всего и почти исключительно группой АЕS+F.

В этом смысле символична расстановка цен.

Самыми дорогими лотами являются картина Олега Васильева «Перед закатом» с Лениным на фоне предзакатного неба, оцененная в 200–300 тысяч фунтов (своеобразная премия за все андерграундное прошлое советского периода) и «Воин № 4» от АЕS+F — бронзовая девочка инопланетного вида, оцененная в 100–150 тысяч (поощрительная награда молодым и перспективным) . Разница в цене не такая большая, как разница в менталитете, эстетике, генеалогии в конце концов. Кажется, что между двумя этими мирами пропасть, в которой эхом разносится крик с картины «№ 5» Вадима Захарова, брошенный то ли с той, то ли с другой стороны: «Тварь одноглазая! Скотина уродливая! Я проклинаю твое пошлое лицемерие».

Новости и материалы
Заместитель мэра Курска вступил в добровольческий отряд «Барс-Курск»
В Госдуме поспорили с Эрнстом, что Джобса можно сравнить с Гитлером
В Москве стали чаще покупать квартиры за наличные
Жену певца Михаила Турецкого сравнили с Моникой Беллуччи
В Минобороны предупредили о тяжелых последствиях обстрелов Курской АЭС
Стало известно, насколько распространена в России самая летальная инфекция мира
СК завел дело на обстрелявших сахарный завод в Курской области военных ВСУ
Российские бойцы поразили места скопления ВСУ в более чем 140 районах
Лодка с пятью рыбаками перевернулась в открытом море на Камчатке
Гарик Burito объяснил, почему Долина попалась на удочку мошенников
Кустурица заявил, что никогда не хотел «Оскар»
На железнодорожных переездах появятся дополнительные камеры
Милонов предложил устроить «Дед Мороз шеринг», чтобы не нарваться на «простого алкаша»
Юрист рассказал, что грозит Инстасамке после пожара в московской квартире
Российский хоккеист может стать одним из самых высокооплачиваемых игроков в НХЛ
Сотрудник пресс-службы главы Находки грубо обозвал школьника из-за вопроса губернатору
«Мой жесткий косяк»: Natan высказался об изменах жене с Лерчек и Бьянкой
Полицейские вернули хозяевам собаку, украденную 8 лет назад
Все новости