В Московском центре искусств на ближайшие три дня представители аукционного дома «Сотбис» выставили «избранное» из 36 работ современных русских художников. Среди будущих лотов представлены классики соц-арта Эрик Булатов и Олег Васильев, известные представители московского концептуализма Иван Чуйков и Вадим Захаров, «наше все» 90-х Владимир Дубосарский и Александр Виноградов и, конечно же, главный хит нулевых — группа АЕS+F. По такому случаю в Москву приехали лорд Полтимор, председатель совета директоров «Сотбис — Россия», и Джоанна Викери, глава русского отдела «Сотбис» в Лондоне, а в мае прошлого года «Сотбис» даже открыл в Москве специальное представительство, которое возглавил Михаил Каменский.
Такое трепетное отношение к России со стороны «Сотбис» не случайно.
Не секрет, что основными покупателями русского искусства в самом широком его ассортименте от антиквариата и живописи XIX века до русского авангарда и сов-арта второй половины XX века являются русские. С 1988 года, когда на волне перестройки «Сотбис» провел в Москве первый аукцион современного русского искусства, который превзошел все ожидания, ситуация несколько изменилась. Тогда «обломки самовластья» пользовались невероятным успехом на Западе. Затем, в 90-е, интерес Запада к России заметно поугас, а сама Россия находилась в мезозойской эре капиталистического развития, когда первичные капиталы тратились на приобретение «Мерседесов». Поэтому серия аукционов русского искусства, состоявшихся в эти годы, с треском провалилась.
Лишь в 2007 году сумма, вырученная от продажи русского искусства (в широком смысле этого слова) поднялась до рекордной высоты — более 180 миллионов долларов. Первый аукцион современного русского искусства, проведенный в феврале того же года, принес более 5 миллионов долларов, что пока не сравнится с доходами от китайского искусства, но тоже очень хорошо. Таким образом, только в период с 2005-го по 2007-й «Сотбис» увеличил годовой оборот торгов русским искусством в тридцать раз.
Впрочем, все эти факты свидетельствуют скорее о неуклонном росте благосостояния по крайней мере отдельных россиян и, соответственно, о росте их покупательской способности (не только финансовой, но и ментальной), нежели о росте престижа русского искусства, тем более искусства второй половины XX века.
Выставка в центре искусств, увы, наводит на подобные невеселые размышления.
Во-первых, становится понятно, что, несмотря на звездный список авторов, среди которых уже упоминавшиеся Васильев, Булатов, а также Кабаков, Вейсберг, Рабин, Зверев, Гороховский, Янкилевский, Штейнберг и многие другие, их лучшие произведения уже давно распроданы. И данный аукцион напоминает чем-то тотальную распродажу в конце сезона.
Во-вторых, резко бросается в глаза контраст: так сказать, старая школа, уходящее искусство второй половины XX века, интровертное, эгоцентричное, в каком-то смысле даже слегка аутичное, мучительно преодолевающее эдипов комплекс по отношению к первому русскому авангарду, с одной стороны, а с другой — пока еще только развивающееся новейшее искусство, техногенное, агрессивное, амбициозное, представленное на международной арт-сцене прежде всего и почти исключительно группой АЕS+F.
В этом смысле символична расстановка цен.
Самыми дорогими лотами являются картина Олега Васильева «Перед закатом» с Лениным на фоне предзакатного неба, оцененная в 200–300 тысяч фунтов (своеобразная премия за все андерграундное прошлое советского периода) и «Воин № 4» от АЕS+F — бронзовая девочка инопланетного вида, оцененная в 100–150 тысяч (поощрительная награда молодым и перспективным) . Разница в цене не такая большая, как разница в менталитете, эстетике, генеалогии в конце концов. Кажется, что между двумя этими мирами пропасть, в которой эхом разносится крик с картины «№ 5» Вадима Захарова, брошенный то ли с той, то ли с другой стороны: «Тварь одноглазая! Скотина уродливая! Я проклинаю твое пошлое лицемерие».