Крупный топ-менеджер уволен за год до пенсии, погрузился в депрессию и лежит на диване лицом к стене. Но кушать (а главное — ходить по магазинам) хочется, поэтому его деятельная жена Брижит (Дайан Китон) — элегантная домохозяйка с докторской степенью по литературе — устраивается уборщицей в Федеральный Резервный банк. Каждый день горемычная Бриджит, истекая слюной, наблюдает, как огромными пачками уничтожаются ветхие банкноты, а в голове ее зреет сумбурный план. Для начала нужно заручиться поддержкой; ищущий и почти уже обезумевший от ежедневного созерцания халявного бабла взгляд Бриджит безошибочно выделяет среди коллег подходящие кандидатуры: толстушку-афроамериканку Нину, в одиночку воспитывающую двоих детей (Куин Латифа), и молоденькую оторву Джеки (Кэти Холмс). Первая попытка обогатиться на приватизации утиля оказалась успешной, и, раз попробовав, дамы входят во вкус.
Раз за разом они с вдохновением подворовывают, не обращая внимания на неубедительные крики мужа Бриджит: «Ты что, не понимаешь, что из-за тебя может упасть доллар?»
«Шальные деньги» — ремейк одноименного английского телефильма, адаптированного под американские реалии сценаристом Гленн Герс. Режиссером же выступила Келли Хури, написавшая сценарий к феминистской драме Ридли Скотта «Тельма и Луиза» и снявшая комедию «Божественные тайны сестричек Я-Я». В США «Шальные деньги» провалился, собрав всего около $15 миллионов при бюджете в $22 миллиона, а американские критики, со всей серьезностью апеллируя к лучшим представителям жанра воровской комедии вроде «11 друзей Оушена», вынесли «Шальным деньгам» ямозакопательный вердикт. Комедия несмешная, ограбление неинтересное, сыграно плохо, поставлено еще хуже, саспенса нет, и финал заранее известен (история ограбления в фильме идет флеш-бэком), да и вообще как-то… аморально.
Последнее особенно изумляет.
Казалось бы, жанр плутовского кино на том и построен: киллеры-воры-обманщики в подобных фильмах, хоть и совершают противозаконные и аморальные поступки, выглядят милыми харизматиками, а симпатии всегда остаются на их стороне. Однако Великие Грабители вроде команды Оушена — персонажи фантастические и романтические. Профессионалы, Робин Гуды, мстители, бросающие вызов всему миру, работающие не столько ради денег, сколько на интерес, а порою ради смутной, но светлой цели и, возможно, даже любви. Таких не встретишь на улице и не найдешь среди знакомых. Но в «Шальных деньгах» дамы-грабительницы вызывающе похожи на обычных людей — говорливая афроамериканка с трудной судьбой, эксцентричная обеспеченная мадам и простоватая девчонка из небогатой семьи. И эти женщины воруют не потому, что их толкает нужда, желание раздать деньги бедным или, на худой конец, отомстить начальнику-империалисту, они грабят, просто чтобы жить красиво.
Самым возмутительным образом плутовской жанр превращается в оду жадности и халяве, вызывая смутное беспокойство у законопослушных американских граждан.
Между тем большинство претензий к фильму (включая и пресловутое обвинение в аморальности) вызваны банальным недопониманием. Конечно, в сравнении с «Не пойман — не вор» Спайка Ли или «Аферой Томаса Крауна» «Шальные деньги» сильно проигрывают, главным образом потому, что криминальной интриге недостает изобретательности. Но «Шальные деньги» — вовсе не фильм-ограбление, а пародия, насмехающаяся над всевозможными жанровыми клише. Ждете профессионалов-грабителей, а вместо этого получайте трех клуш, жаждущих легкой наживы. Хотите хитроумный план — вот вам идиотская схема, которая не потребует спуска в хранилище банка на альпинистском снаряжении и вмешательства компьютерных гениев. Желаете саспенса — не тут-то было, с самого начала будете знать, чем все закончилось. Ну а если кому-то понадобится моральное оправдание героев, так разве dolce vita и плохо лежащие деньги — недостаточный для ограбления повод?