Вручение «Золотого орла», традиционно прошедшее на «Мосфильме», очень напоминало ток-шоу. Огромный павильон, зрители рассаживаются по местам, а их между делом призывают избавиться от жвачек, хорошенько аплодировать номинантам и радоваться успеху коллег. Кажется, еще чуть-чуть, и специально обученные люди начнут показывать зрительному ряду таблички с надписями «аплодисменты» или «смех». Да и сама идея отечественных шоу-откровений вроде «Окон», когда все повороты событий заранее известны и записаны в сценарии, а удивление лишь играется на публику, созвучна «Золотому орлу» — премии чрезвычайно предсказуемой. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы по списку номинантов заранее вычислить победителей, поэтому церемония начисто лишена саспенса, а изумление и восторги большинства победителей выглядят фарсом.
Впрочем, обо всем по порядку.
Как и обычно, церемония началась с выступления министра культуры Соколова, который долго и нудно рассказывал про взлет искусства, а затем заявил, что есть лишь один человек, который может выразить торжество момента столь явно и ярко, как это подобает случаю. Если вы еще не догадались, Соколов имел в виду президента Путина, послание которого тут же поспешил зачитать.
Ведущими церемонии в этом году были выбраны Мария Миронова и Федор Бондарчук, хорошо поставленными голосами объявлявшие номинантов и не забывавшие помянуть главных спонсоров, а от прошлогоднего капустника с Ургантом, Олейниковым и Стояновым практически не осталось и следа.
Нынешняя церемония вообще получилась немного грустной, ведь трое победителей были награждены посмертно.
Приз за лучшую роль второго плана получил Александр Абдулов, сыгравший экранного ухажера Евгении Добровольской в комедии Станислава Говорухина «Артистка». И хотя выбор жюри «Золотого орла» часто выглядит спорным, справедливость этой награды не вызывает вопросов. И даже не потому, что необходимо было почтить память великого актера, – Александр Гаврилович артист невероятно талантливый, и каждое его появление на экране становится ярким и запоминающимся. Такой была и небольшая роль электрика Басякина. На вручении награды зал встал, а Станислав Говорухин, вышедший на сцену, сказал: «Будем надеяться, что Саша видит нас, слышит и улыбается. Спасибо, Саша». И затем добавил: «Уверен, что это не последняя награда, которую он получит». Между тем за лучшую роль на телевидении получил «Золотого орла» Андрей Краско, умерший от сердечного приступа летом 2006-го. А приз за лучшую анимацию достался мультфильму студии «Пилот» «Гора Самоцветов», художественным руководителем этого проекта был Александр Татарский.
Церемония плелась довольно вяло.
Зрители читали книжки и листали журналы, со сцены летели фразы чудовищной глубокомысленности: «Если в вашем фильме нет костюмов, его не возьмут на престижный кинофестиваль». Оксана Федорова, в шикарном платье, длинноногая и загорелая – вылитая кукла «Барби», только черноволосая, — вручая приз за анимацию, решила открыть человечеству глаза. «Принято считать, — начала подруга Хрюши и Степашки, — что анимационное кино создано для детей», — после чего сама успешно развенчала этот оскорбительный миф.
Интерес зрителей к действу стал появляться лишь ближе к последней трети, когда на сцену для вручения наград вышла Анастасия Заворотнюк. «Прекрасная няня» кокетливо заявила, что тоже хотела бы «Золотого орла», а может, даже двух, и уже знает, куда их поставить, а открыв конверт с именем победителя, стала читать: «Дорогая Настя! Спасибо тебе за то, что ты такая хорошая актриса…». Ну а когда на сцену заявился Юрий Стоянов вручать премию за лучший монтаж, пахнуло прошлогодним весельем. Стоянов вышел, держа в руках монтировку, и рассказал, что с ее помощью, конечно, фильм не смонтировать, зато можно очень убедительно доказать режиссеру, что фильм смонтирован хорошо.
Затем Стоянов решил объяснить на примере, что самая лучшая монтажная склейка – это та, что незаметна зрителю: как та, «что у нас произойдет 2 марта». Зал оживился.
Балаган продолжился с выходом на сцену пары Евгений Миронов — Рената Литвинова для вручения наград за актерские номинации. Миронов долго распинался про великолепных актрис, с которыми ему приходилось работать, а Литвинова, стройная, на высоченных каблуках и по завету Коко Шанель одетая в маленькое черное платье, жеманно сказала: «Сочувствую женщине, которая получит этот приз. Ну вы понимаете. Это тяжело». «Я, когда не получаю, думаю, что самые лучшие вообще не получают ничего», — продолжила актриса, но узнав, что победила Евгения Добровольская, воскликнула: «Ах, это Женя! Ну Жене можно».
Ну а дальше пошло по накатанной, то есть вообще без сюрпризов. Понятно, что если придумали такой неожиданный ход, как номинировать за лучшую мужскую роль весь актерский состав фильма «12», то это ружье, которое обязательно выстрелит. И действительно, приз за лучшую мужскую роль получили присяжные из фильма «12». Награда за лучший сценарий была отдана на откуп «Простым вещам». Лучшая режиссерская работа – Никита Михалков (вот так неожиданность!), а лучший фильм – «12». Итого, если считать, что каждый из двенадцати актеров получил отдельный «Золотой орел», фильм «12» собрал беспрецедентное количество «Орлов» – 16: за каждого из актеров, за лучший фильм и режиссуру, а также за музыку и монтаж. Правда, если все же подсчитывать только количество победных номинаций, то «12» получил всего пять наград, не дотянув до прошлогоднего рекорда «Острова» Лунгина, победившего в шести номинациях.
Подводя итоги, главными фаворитами премии стали «12» и «Артистка» (три награды – за лучшую женскую роль и обе актерские номинации второго плана), что если о чем-то и говорит, то только о сути «Золотого орла».
В отличие от зарубежных аналогов — «Оскара» и «Золотого глобуса» — «Орел» не стремится отражать объективную реальность отечественного кинопроцесса, а лишь демонстрирует вкусы очень небольшой группы людей. В параллельной реальности Союза кинематографистов «12» и «Артистка» — лучшие фильмы 2007 года, и как будто не было ни «Груза-200», ни «Путешествия с домашними животными», имевшего шесть номинаций, но ничего не получившего, ни «Русалки» Анны Меликян, ни «Два в одном» Киры Муратовой.
Но яснее всего неадекватность «Золотого орла» видна в номинации «Лучший зарубежный фильм», в которую угодили псевдоисторические погони по амазонским лесам – «Апокалипсис» Мела Гибсона, качественное, но патетичное кино Иньяритту «Вавилон» и «Королева» Стивена Фрирза. В этом выборе «Золотой орел» раскрывается как на ладони — жуткая помесь громкой патетики, имперско-монархических замашек и варварской архаики.
Получая «Золотой орел» за лучший фильм, Михалков гордо заявил: «Мы идем своей дорогой!» В добрый путь, Никита Сергеевич!