Роман Анны Борисовой «Там» активно позиционируется как новый российский бестселлер. На это нацелено все, начиная со стратегии продвижения.
В наличии и многократно повторяемая мантра «таинственный автор», опробованная еще на Акунине, и активно тиражируемая в последнее время с тем же Брусникиным: «Никому, кроме издателя Сергея Пархоменко, не известно, кто скрылся под псевдонимом «Анна Борисова». Известно лишь, что это успешный человек (едва ли не сам владелец издательского холдинга «Аттикус» Александр Мамут)». И мантра «каждый найдет то, что ищет» — налетай, книга для всех, от пионеров до пенсионеров: «Тот, кого не привлекает мистика, возможно, с интересом отнесется к мистификации. И наоборот». Причем лозунг «всем сестрам по серьгам» в данном случае трактовался буквально – читателям обещали стилизацию практически под всех сегодняшних королей книжного рынка: и под Пелевина, и под Акунина, и под Сорокина, и под Коэльо… И мантра обязательного продолжения банкета – «на подходе уже второй роман». Ну и, конечно, самый главный атрибут сегодняшнего «бестселлероделания» — громкая рекламная кампания с бумажными листовками и электронными банерами.
Впрочем, определяющие маркетинговые заделы делаются все-таки не сотрудниками пиар-отделов, а самим автором еще на этапе написания текста.
Попробуем посмотреть, что же такого натворила автор, обеспечивая тексту грядущие тиражи. Начала Анна Борисова, надо признать, неплохо, используя несколько устаревшую, но весьма надежную защиту Филидора. Тьфу, начала с бесконечно тиражируемого, но тем не менее весьма эффективного приема «собирание команды». Ночь, полупустой бар аэропорта «Шереметьево-2», в котором волею случая оказывается невероятная компания самых экзотических персонажей.
Сорокапятилетняя вузовская преподавательница истории с успешной карьерой, но не сложившейся личной жизнью. Старый маньчжур Вада, бывший офицер Квантунской армии, ставший японцем и заработавший там миллионы. Чернокожая проститутка Гражина, возвращающаяся с трудовой полярной вахты в родную Литву. Ее двухлетний сын Джулиан. Предававшиеся весь отпуск экстремальному сексу французские молодожены Жан и Жанна. Праведный и православный Александр Губкин, служащий кинологом на аэропортовской таможне. Его пес — рыжий боксер Кузя. Его напарник – бывший продажный милиционер Колыванов, пересиживающий в охране плохие времена. Малограмотный и темный исламский террорист Муса, жаждущий стать шахидом. Его куратор, воинствующий исламист Уолфорд Эшли, внук нефтяного миллиардера, сын немецких леваков, обладатель нордической внешности и европейского образования. Добавьте юного бармена Влада Гурко, зацикленного на эзотерике и всяких «Точках Силы» — и команда в сборе.
Двенадцать героев. Сакральное число. Можно начинать?
А вот и нет. Заинтригованные читатели, нервно ерзавшие все время, пока автор проводил (довольно умело, кстати) презентацию каждого участника это странной такой компании, похоже, будут разочарованны. Собравший их воедино вожделенный секрет заключается в том, что рыжий Кузя чего-то там унюхал, бросился на Мусу, тот, запаниковав, взорвал пояс шахида и вся компания (за исключением задержавшейся в туалете Жанны) отправилась в лучший мир.
Где, как положено, каждому воздастся по вере его.
Вместо ожидаемых приключений и прочего саспенса начинается что-то среднее между лекциями преподавателя курса «История религий» и сборником литературных пародий. Сначала автор близко к тексту, хотя и несколько занудно пересказывает представления о посмертном существовании в различных религиях мира. Одна беда – мировых религий не так много, и когда они заканчиваются, автору приходится выдавать собственный креатив, выдумывая то собачий рай, то прозябающих на Земле в командировке засланцев-инопланетян с именами вроде К{ст:прв. Пытаясь при этом варьировать стиль, подверстывая его к тому или иному успешному писателю.
Плохого мента Колыванова, к примеру, рекрутируют в черти явно в пелевинском стиле, вот только креатива у автора хватает лишь на рогатого бывшего опричника с ефрейторской лычкой, да шутки в стиле «Толик-в-жопе-нолик».
Получается плохо, это явно понимает и сам автор, оттого нервничает, в раздражении своем договаривается до каких-то уже совершенно пошлого финала, где сама Земля оказывается курсовой работой студента-троечника с факультета Замкнутых самостоятельно Организующихся систем, на студенческом жаргоне — «Засос».
А читатель остается в совершенном недоумении – для кого написана эта книга? Алчущему развлечения большинству так и не перепало никакого экшена, высоколобое меньшинство кривится от оскомины послевкусия, впечатление у всех, как в старом анекдоте: «Папа, что это было?!».
Проект, сынку. Проект.
Борисова А. Там. М.: КоЛибри, 2008.