Выдвижение российской оскаровской комиссией фильма Никиты Михалкова «12» было не то что бы неожиданностью, но столь очевидно, что даже удивительно. «Оскаровскую» комиссию России давно обвиняют в навязчивой пропаганде творчества семейства Михалковых-Кончаловских и ближнего к ней круга — достаточно вспомнить относительно недавний скандал с выдвижением заведомо непроходного «Дома дураков» Кончаловского вместо считавшейся многими безусловным фаворитом «Кукушки». Однако именно в данном случае плевать слюной не хочется — выдвижение и впрямь очевидно, остальные конкуренты не оставили выбора. Балабановский «Груз-200» — слишком опасный, «Изгнание» Звягинцева — слишком экзистенциально, ну и, наконец, не «Волкодава» же выдвигать. В конце концов, большое значение в выборе киноакадемиков играет не только художественная сторона, но и актуальность картины, а что-то актуальнее, чем драма об американской демократии, перелицованная на фильм про Чечню, придумать сложно. Да и личность режиссера тут не последнюю роль играет, понятное дело.
Теперь «Оскар» вышел на финишную прямую, и на этот раз ситуация сложнее и интереснее: «12» попали в финальный отборочный тур на соискание премии.
Теперь у михалковского фильма снова восемь конкурентов. Еще одна новость в том, что болеть россиянам теперь можно сразу за три картины. Пикантность заключается в том, что в шорт-лист попали выдвинутый Казахстаном «Монгол» Сергея Бодрова-старшего и «Катынь» получившего восемь лет назад почетную статуэтку за выдающиеся заслуги в кинематографе Анджея Вайды, в которой в одной из главных ролей снялся сыгравший в «12» Сергей Гармаш.
Учитывая критерии отбора фильмов, шансы у всех трех картин примерно равны. «Монгол» — милый американскому сердцу поэтический байопик, в котором, правда, несколько меньше батальных сцен, чем предполагают голливудские каноны жанра. «Катынь» же классика Вайды — национальное кино, рассказывающее о расстреле польских военнопленных в 1939 году, уже собрала на родине в Польше восторженную прессу.
Что касается «12», то слова скептиков, дескать, ремейкам «Оскара» не дают, кажутся все менее и менее актуальными.
Тем более что оригинал 1957 года стал для Михалкова не более чем поводом для собственных суждений о чеченской проблеме и судьбе России в целом.
Кроме этих трех картин в шорт-лист попали австрийские «Фальшивомонетчики», бразильский «Год, когда мои родители поехали в отпуск», канадские «Дни тьмы», израильский «Бофор», итальянский «Неизвестный» («The Unknown», Италия) и сербская «Ловушка».
Теперь остался последний этап отбора, в результате которого будут отобраны пять непосредственных номинантов на «Оскар». С 18 по 20 января десять случайным образом отобранных членов академии ознакомятся с девятью отобранными фильмами и решат, кто из режиссеров поедет в Лос-Анджелес. Пятерка финалистов будет объявлена 22 января.
Церемония вручения премии «Оскар» в этом году состоится 24 февраля.