Молодой режиссер Джо Райт открыл стабильный секрет успеха – костюмные любовные драмы с Кирой Найтли отлично идут. Его предыдущий фильм, снятый по указанному рецепту, экранизация романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», собрал хорошую кассу и был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» в нескольких категориях. Фильм, правда, ничего не получил, но прогресс налицо: новая картина Райта «Искупление» уже взяла два «Золотых глобуса», в том числе — за лучший фильм, и имеет немало шансов на «Оскар».
Англия, 40-е годы прошлого века. Аристократическая семья, родовое поместье, зеленые луга, пороки буржуазного общества. От нечего делать, все занимаются не тем, чем следовало бы: 11-летняя Бриони (Саорс Ронан) пишет пьесы и чересчур много фантазирует, ее сестра Сесилия (Кира Найтли) влюбляется в сына домовладельца Робби (Джеймс МакЭвой), а кузина Лола кокетничает с не вызывающим доверия гостем. Бриони видит, что между Сесилией и Робби происходит что-то подозрительное и непонятное, и ей это не по душе.
Поэтому, когда вечером Бриони обнаруживает в лесу изнасилованную Лолу, она, долго не думая, говорит: «Это Робби, я его видела».
Робби арестовывают, но вместо тюрьмы отсылают на войну; Сесилия рвет отношения с семьей; Бриони, чуть повзрослев, и в исполнении другой актрисы, устраивается медсестрой в военный госпиталь, желая таким образом заслужить прощение. Многие годы спустя, когда Бриони стала известной писательницей и играет ее уже Ванесса Редгрейв, героиня пишет роман, в котором рассказывает всю правду и придумывает для истории Сесилии и Робби счастливый конец.
«Искупление» снято по роману современного английского классика Иэна Макьюэна, получившего «Букер» за роман «Амстердам». И несмотря на то, что Райт не отступает от книги практически ни на шаг, «Искупление» относится к тому типу экранизаций, когда первоисточник абсолютно не важен. Ведь главные герои фильма – живописные пейзажи, виды, как со старых открыток, и Кира Найтли – то в шикарном платье, а то и без (кстати, зеленое платье, в котором Найтли дефилировала в фильме, уже признано лучшим женским костюмом в истории кинематографа). То, что для романа лишь фактура или часть многослойного постмодернистского повествования — английская провинция, сценки из жизни высшего общества, роман героини Найтли — все это в фильме Райта вышло на первый план и обрело самоценность. Впрочем, и многое из того, что составляет фактуру романа, осталось на периферии: мимолетный светский разговор о Гитлере, раненые солдаты и расстрелянные школьницы теряются на фоне Найтли, курящей папироску, красиво пуская дым, и МакЭвоя, бредущего по маковому полю.
Фильм Райта превратил роман Макьюэна в не страдающую остротой и динамизмом стилизацию под среднестатистические и очень романтические представления о высшем свете Англии середины прошлого столетия и Второй Мировой. Если взять голый сюжет из романов писателей вроде Каннингема или Макьюэна, то получатся «Часы» или «Искупление» — фильмы красивые, но пустоватые и бессмысленные.
Что, впрочем, удалось Джо Райту на славу – так это в очередной раз показать бесов, сидящих в детях и прячущихся за милыми невинными личиками.
Бриони, сдающая Робби, изображена не человеком, она какое-то иное существо, не знающее морали и обладающее испорченным и очень злобным воображением. Не жертва случайного недопонимания и не фантазерка, но настоящая маленькая злодейка, которая сознательно разрушает счастье сестры, чтобы потом, когда вырастет и уже превратится в человека, всю жизнь искупать вину – даже не свою, а того непонятного создания, которым когда-то была. Дьявольщина почище «Омена».