В основу нового сливного труда Александра Евсеевича «Березовский и Абрамович. Олигархи с большой дороги» легли распечатки прослушек. Запись вело охранное предприятие «Атолл», подконтрольное некогда Березовскому. Борис Абрамович собирал компромат на бизнесменов и членов «семьи» в своих целях. Хинштейн использовал их как бы в своих. С чьей подачи – автор кокетливо умалчивает.
Для маловеров и любителей аудиозаписи к книге безвозмездно приложены два диска.
Можно на пару часов стать агентом и подслушать, как частит и матерится Березовский, как пугается Татьяна Дьяченко, как прозрачно намекает Гусинский и темнит Мовлади Удугов.
Тех же, кто купит книгу для чтения, ждет совсем иное занятие. Знакомство с Хинштейном писателем. Автором «исторической литературы». Стилистом и психологом.
Распечатку прослушек Александр Евсеевич снабдил пространными рассуждениями о характерах своих героев. Об их страстях и пороках. Об истинных мотивах деяний «одиозных представителей бандитского капитализма». Он срывает маски, разрушает мифы и стирает позолоту.
Выступая в незнакомой роли аналитика и знатока человеческой души, Хинштейн испытывает вполне понятные трудности. Одно дело после видео или аудиозаписи людей, не подозревающих, что их подсматривают и подслушивают, всплескивать по-карауловски руками и вздыхать с пафосом о потерянной совести. И совсем другое — достоверно выстроить образ, скажем так, не совсем обычного человека. Пусть и лично тебе не приятного.
По Хинштейну, шагать к цели через трупы и разорять страну человека могут заставить только две вещи. Страсть к деньгам и подростковые комплексы.
Других мотивов он просто не знает. Человек — существо вообще довольно примитивное. Он либо рвется к чистогану. Либо страдает от того, что в детстве над ним смеялись одноклассники и презирали сверстницы. Либо то и другое вместе.
Первый, на ком опробуется эта авторская теория, естественно, Березовский. Ради изображения БАБа в жалком виде и писалась, собственно, книга. Две трети текста все о нем — Борисе Абрамовиче. Роман Аркадьевич на обложке – почти что рекламный ход.
Как Борис Абрамович стал Борисом Абрамовичем? Очень просто.
В детстве его поколачивали ребята во дворе. В отместку, когда вырос, он чуть не разорил их страну.
Вторая причина – ни разу ни одна девчонка не посмотрела на подростка Борю с симпатией. В результате ему пришлось зарабатывать миллиарды… чтобы покупать женскую любовь.
У Романа Абрамовича с юношескими романами было получше. Зато страсть к «чистогану» развилась болезненная чуть не с пеленок. В доказательство тезиса – ссылка на цитату из Гоголя о детстве Павла Ивановича Чичикова. Серым кардиналом и тайным властителем России Валентина Юмашева сделала ранняя безотцовщина и тоска Ельцина по неродившемуся сыну. Татьяна Дьяченко рвалась к власти, чтоб обратить на себя внимание горячо любимого без взаимности отца. Книга полна такими вот экскурсами в психоанализ.
Ничего зазорного в подобной бульварной психоаналитике, наверное, нет. Нормальная теория. Не хуже других. То, что олигархи сволочи – каждый знает. Кто не верит – может убедиться по аудиозаписям. Так пусть они еще будут ничтожествами, вечно прыщавыми подростками, снедаемыми позорными комплексами.
Вот только аргументирует свои догадки автор более чем странно.
Чтоб убедить читателя в том, что мальчик Боря в детстве был таким еврейским маменькиным сынком, Хинштейн приводит многочисленные свидетельства его задиристости, драчливости и бузотерства. Боря мог, например, в школе продырявить портрет Дзержинского и вставить в глаза лампочки, чтоб проиллюстрировать утверждение учителя: »У Железного Феликса глаза горят». Это в 50-ые то годы! Ничего себе «маменькин сынок».
С женщинами тоже… Автор тысячу раз повторил, что характер его героя сформирован тем отвращением, с каким на него всю жизнь смотрел прекрасный пол. И тут же в красках расписывает прелести второй супруги Бориса Абрамовича – стюардессы с внешностью Мэрилин Монро, которая, по утверждению самого же Хинштейна, БАБа просто боготворила. То есть если Бориса Абрамовича еще в восьмидесятые полюбила ради него самого шикарная женщина, на кой ляд, по теории автора, ему было грабить Россию?
И совершенно уж ошеломляет авторское объяснение неприязни Березовского к Путину. Она есть не что иное, как… обратная сторона отвергнутой любви.
Борис Абрамович, оказывается, был страстно и по-женски влюблен в Путина. А когда гарант, как истинный мужчина, эту любовь отверг, Березовский, как это принято у женщин, его возненавидел и принялся мстить.
На фоне подобных конструкций последующие обвинения олигарха в педофилии кажутся вполне невинными и доказательств не требующими.
В общем, как у любимого Хинштейном и цитируемого к месту и не к месту Николая Васильевича. Спросили у Ноздрева, не делатель ли Чичиков фальшивых бумажек? Делатель… А не похож ли он на Наполеона? Наполеон он и есть.
Ноздрев, положим, был пьян и фанфарон. Александр же Евсеевич свой документальный роман писал почти год. Так долго запои даже в России не длятся.
К чему же при всех распечатках прослушек, выписках из протоколов допросов и свидетельств бывших партнеров и друзей, рисующих Главного Олигарха с большой дороги в самом черном свете, громоздить все эти чудовищные нелепицы? Что это? Стремление показать себя не сливным репортером, а в меру сил настоящим писателем? Образованность продемонстрировать и «говорить о непонятном»? Бог его знает. Мы таких косынок никогда не носили.
Есть, впрочем, одно простенькое, но довольно убедительное объяснение, к «исторической литературе» отношения не имеющее. Вся эта лабуда с психологией есть для «капитана Матвеева» не более как операция прикрытия. Отвлекающий от того самого проклятого для Российского общества вопроса маневр.
А вопрос этот действительно гадкий. Не вопрос, а мина под вертикалью.
Как же это так у нас, граждане, получается? Комплексы комплексами, но ведь оба олигарха, по утверждению автора, – они ведь с большой дороги? Тогда отчего один в розыске, а второй в шоколаде? Да еще, как совершенно убедительно доказывает автор, будучи таким же бандитом и вором и действуя теми же самыми методами, этот самый Абрамович уже при новой власти умудрился сколотить состояние, которое Березовскому и не снилось? Он ведь, даже «поднимая Чукотку», сумел увести от государства не одну сотню миллионов! И если он, как довольно убедительно доказывает Александр Хинштейн, не что иное, как «кошелек семьи», то как же гарант наш, Путин Владимир Владимирович, можно сказать, собственноручно положил в этот кошелек 13 млрд. долларов за прихваченную даром и увеличенную в стоимости теми же воровскими способами уже при нем, при гаранте, «Сибнефть»?
Без психологического тумана такие вопросы слепят нестерпимо. А в тумане можно и потерпеть. И даже выглянуть из него и с фирменной хинштейновской улыбочкой пропеть что-то вроде: «Вопрос, конечно, философский…» И дальше что-то невнятное про стабильность и стремление Путина идти в светлое будущее эволюционным путем, не растрясая основ и кошелька семьи.
Можно так ответить ежикам в психологическом тумане. И думать, что ежики тебе поверят.
Александр Хинштейн «Березовский и Абрамович. Олигархи с большой дороги». М.: «Лора», 2007.