Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Букер» заказал «Валенки»

Объявлен лауреат премии «Русский Букер» за 2007 год. $20 тыс. без всякой интриги достались Александру Иличевскому за роман «Матисс».

Церемония вручения русского «Букера» в этом году была, наверное, самой короткой за все 16 лет существования этой премии – уложились в 5 минут. Сначала председатель жюри прозаик Асар Эппель (кроме него, русские романы судили критик и эссеист Самуил Лурье, прозаик Олег Зайончковский, поэт и прозаик Олеся Николаева и театральный режиссер Генриетта Яновская) объявил победителя: «Решение далось жюри непросто. Иначе не могло быть, поскольку рассматриваемые произведения заслуживали самого глубокого и пристального внимания. Окончательный выбор совершался между двумя произведениями: «Конец иглы» Юрия Малецкого и «Матисс» Александра Иличевского. Победил Иличевский».

Потом выступил лауреат, ужавший «тронную речь» до пары фраз, — заявил, что чувствует себя автором «Нового мира» (впервые опубликовавшего «Матисса»), и поблагодарил главного редактора журнала Андрея Василевского и редактора книги Ольгу Новикову. После этого журналистам предложили задавать вопросы.

Вопросов не было.

И это, пожалуй, главный и наиболее показательный итог премии.

«Русский Букер – 2007» уже успели обозвать скучным, причем неоднократно. Действительно, драйва нет, и даже традиционные прогнозы-пасьянсы «этому не дадут потому что, а этому — так как…» литературные критики раскладывали без огонька, небрежно метая карты и позевывая.

Хотя, казалось бы, премиальная ситуация в стране становится все более и более драматичной и интригующей. Появилось множество новых премий — и амбициозных, и престижных, и денежных. Достаточно упомянуть, что, например, премии Александра Солженицына, «Ясной Поляны» и «Большой книги» уже больше букеровской, и даже подростковая «Заветная места» подтягивается к «взрослой» планке.

Теснимый конкурентами «Букер» явно забеспокоился и начал какие-то судорожные ответные телодвижения. Торжественно было объявлено, что в поле зрения букеровского жюри допущена «жанровая литература», и по этому поводу даже анонсирована конференция под названием «Букеровский роман: искушение массовости».
Но интриги все равно не вышло. Объявление лауреатом этого года бывшего физика, выпускника физтеха МФТИ Александра Иличевского, написавшего роман о своем коллеге, ставшем бомжом в лихие 90-е годы, было воспринято всеми если и не с удовлетворением, то без удивления.

Разгадка здесь одна – необязательность.

Ну да, в коротком списке вместе с Иличевским оказались Андрей Дмитриев с романом «Бухта Радости», Игорь Сахновский с романом «Человек, который знал все», Алекс Тарн с романом «Бог не играет в кости», Юрий Малецкий с философской повестью «Конец иглы» и Людмила Улицкая с романом «Даниэль Штайн, переводчик». А могли бы быть и вычищенные при отборе Быков, Волос, Евсеев, Кучерская, Маканин, Рубанов, Слаповский… Ничего бы не изменилось: был бы другой шорт-лист, ничуть не хуже, разве что прогнозисты тасовали бы другие карты.

Не было, давно уже не было романа-события, который если бы не взорвал книжный мир, то хотя бы звучно топнул ножкой. Есть крепкие тексты, проверенные авторы, которых перетасовывают туда-сюда все наши главные литературные премии. Более того, наметилось даже своеобразное «разделение труда». Сначала летом «Нацбест» пытается удивить и заинтриговать публику выловленными диковинами – неформатными и провокационными текстами. Потом «Большая книга» забирает самую крупную рыбину, отсаживая себе в садок роман, способный и эстетов удовлетворить, и массового читателя соблюсти. Что остается завершающему сезон «Букеру»?

Правильно, «высоколобая проза». Она же «толстожурнальная», она же «эстетская», она же – так называемая большая литература.

Эта литература имеет право на существование, существует и умирать не собирается. Безусловно, ей тоже кто-то должен заниматься. И коль уж так сложилось исторически, пусть стилевые изыски и дальше оценивает «Букер». Попытки этого года пококетничать с массовой культурой потому и выглядели так жалко, что букеровский комитет не просто влез на чужую территорию, но попытался наступить на собственное горло. С предсказуемым результатом — немного посипел да прекратил.

А вот когда он вернулся к привычным критериям и авторам, все получилось хорошо. С точки зрения критериев «высоколобой литературы», вчерашний выбор букеровского жюри практически идеален – роман Иличевского действительно самый достойный (особенно если вынести за скобки отсаженную «Большой книгой» Улицкую) из представленных в шорт-листе. Именно поэтому не было ни вопросов, ни претензий.

Как говорится, слушайте свои «Валенки», всем будет хорошо.

Новости и материалы
«США кончаются как сверхдержава»: политолог о признании Трампа виновным
Собчак похвасталась похудением, снявшись в облегающем наряде: «Тоже Оземпик?»
Суд арестовал экс-кандидата в мэры Новосибирска
Россиян призвали не беспокоиться о дефиците яблок
Стала известна цель ЦСКА на летнее трансферное окно
Премьер Литвы заявила, что Вильнюс может отправить военных на Украину
Рак желудка предложили лечить, «сжигая» опухолевые клетки
Россияне рассказали, какие траты сложнее всего контролировать
В России могут появиться модульные мобильные убежища
«Она потрясающе встречала гостей»: продюсер «Моей прекрасной няни» о Заворотнюк
Появились подробности лечения Заворотнюк в Подмосковье
Политолог: украинцы выйдут на уличные протесты из-за снижения призывного возраста
Керченская паромная переправа временно закрыта
Светлану Немоляеву выписали из больницы после госпитализации с коронавирусом
Фриске призналась, что находится за границей: «Не скоро вернусь на остров»
В Белгородской области произошел взрыв молоковоза в результате атаки БПЛА
Компания Sony сразу же запретила продавать в 180 странах новый God of War для ПК
Орбан поддержал Трампа после решения суда в Нью-Йорке
Все новости