Выходящая в прокат отечественная лента «Жестокость» — наглядное подтверждение поговорки о преимуществе друзей перед купюрами. Выступившая режиссером Марина Любакова ранее снимала только короткометражки и документальные фильмы. Однако помочь ей с полнометражным игровым дебютом собрались люди небезызвестные — свою студию предоставил Павел Лунгин, он же выступил одним из продюсеров фильма, сценарий написал Денис Родимин – автор сценария обоих «Бумеров», главную роль исполнила почетная жеманница российского кино Рената Литвинова. Согласованными действиями этой компании и явилось на свет очередное копание в криминально неустойчивых душах.
Вика (Анна Бегунова) и без того числилась в трудных подростках, а когда ее бросил парень, возмущенный разум девушки совсем закипел.
Она валяется на крыше с фотоаппаратом и остервенело фиксирует на пленку людское счастье – детишек на улицах, беременную женщину, семейную парочку в окне напротив. Как-то раз Вика снимает бизнесмена, пришедшего к своей любовнице-соседке, и решает его шантажировать. Денег ей, конечно, никто не даст – бизнесмен нанимает двух бугаев, которые разбивают Вике губу и ломают фотоаппарат. Тем не менее, любовницу свою – тихую юристку Зою (Рената Литвинова) — бизнесмен решает на всякий случай бросить. Неуемная Вика врывается в Зоину жизнь с предложением отомстить обидчику. Зоя сначала мнется, а потом входит во вкус и вполне натурально громит машины.
Отношения Вики и Зои – из разряда «высокие, высокие отношения»: Вика хамит и портит Зое жизнь. Зоя – вяло отбивается, но то ли врожденная виктимность, то ли затаившийся внутри латентный бунтарь заставляют ее раз за разом соглашаться на Викины авантюры. Инфантилизм и легкомысленность, согласно фильму, вещь заразная – так и хочется снять с себя ответственность, стряхнуть оковы – денежные, рабочие, личные — и пуститься во все тяжкие. Правда, Зоя лишь пытается таким образом перешагнуть через прошлое, Вика же по-настоящему лелеет свою мнимую свободу. Именно это, в конечном счете, приведет к печальному для Зои коллапсу — именно в финале Вика продемонстрирует настоящую жестокость, да так, что все предшествующее покажется умилительным ребячеством.
Литвинова в роли Зои для «Жестокости» — настоящее спасение.
И дело даже не каком-то глубоком психологизме или космической актерской игре. Просто одним своим присутствием, жеманными фразами, тем, что Литвинова в фильме – юрист (что само по себе провоцирует если не хохот, то гнусное хихиканье), актриса вносит в «Жестокость» тот спасительный абсурд, без которого фильм превратился бы в унылое проблемное кино о молодежи и, снова-здорова, взаимоотношениях отцов и детей.
Камера лениво таскается за героинями, фиксируя очередной, не слишком оригинальный и легко предсказуемый переплет, своими переползаниями лишь подчеркивая чрезмерную растянутость сценария. Литвиновой здесь, кажется, немного скучно, ведь ее сила – это гротеск и диалоги. В «Жестокости» же приходится растрачиваться впустую – ну каково ей рассказывать, что любовник не может бросить семью из-за любви к ребенку. Пфуй, какая проза!
Фразу, достойную себя, Литвинова произносит лишь ближе к концу: «Жить с мужчиной — тяжелый труд», — и фирменно растянутые гласные с лихвой окупают час предыдущего просмотра.
Замахнувшись на проблему детской жестокости, Любакова, на самом деле, сняла вариацию на тему «Изображая жертву» — очередной сюжет про современное равнодушие, но с вялой попыткой объяснить, откуда оно взялось. Молодежь в картине — сплошь легкомысленные прожигатели жизни, зато каждый взрослый – удваивающий ВВП офисный труженик. Прячась за стремлением к свободе, Вика, в действительности, бежит от душевной пустоты. Она не злодейка, и деньги для нее минутная блажь, возникающая от непонимания, чем еще можно заполнить существование. Разобравшись со Стрекозой и Муравьем, Любакова на этом не останавливается и ставит исконный русский вопрос — кто виноват? Нет, не бросивший Вику парень. Виноваты взрослые, вкалывающие с утра до вечера ради сомнительных материальных благ, которые собственным примером каждый божий день показывают детям, что так жить нельзя. Как надо жить, правда, никто не знает — отсюда и все проблемы.
Подобное объяснение не может не радовать: теперь нашлась еще одна причина для того, чтобы заняться столь модным ныне даун-шифтингом, бросить работу и уехать в Гоа, край вечнозеленых косяков. Причем с самой убедительной аргументацией – надо же показать детям достойный жизненный пример.