Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение, ограничивающее использование фонограммных записей на концертах. Согласно этому распоряжению, теперь все концертные мероприятия, деньги на которые выделяются из московского бюджета, должны проводиться с участием артистов, работающих без «использования вокального фонограммного звучания», говорится в распоряжении. По мнению городских властей, подобный запрет должен помочь не только защитить права зрителей, но и повысит уровень исполнительского мастерства на концертах.
Это уже не первая попытка московского правительства ограничить использование фонограммы на концертах. Впервые идея штрафовать поющих под «плюс» артистов родилась у Иосифа Кобзона. Далее как сторонники живого звука выступили Александр Розенбаум и вице-спикер Любовь Слиска. Одними из главных сторонников живого пения в последние годы стал лидер группы «Пилигрим», депутат и автор патриотического хита «Слава России» Андрей Ковалев и примкнувшие к нему артисты, в числе которых, например, оказалась Катя Лель. Заметим, что раньше, вне зависимости от принятия поправок и постановлений, связанных с фонограммой, на практике это мало что меняло.
За выступление под фонограмму была один-единственный раз оштрафована только группа «Мираж», да и то не в столице, а на концерте в Архангельске.
Некоторые представители шоу-бизнеса выступили с комментариями, в которых довольно скептически оценили новую инициативу московских властей. Продюсер групп «Любэ» и «Корни» Игорь Матвиенко заявил РИА «Новости», что сам порой не может различить, поет артист под «минус» или под «плюс». «Качество аппаратуры для живого концерта должно быть на порядок выше и, соответственно, дороже, что, в первую очередь, ляжет на плечи организаторов. А самому артисту, в принципе, все равно, как петь. Живьем даже легче и приятней», — подчеркнул Матвиенко.
С критикой нового распоряжения выступил и Филипп Киркоров, сообщает РИА «Новости». Он считает, что московскому правительству попросту не хватит средств, чтобы обеспечить площадки должным техническим оборудованием.
«Тот уровень технического оборудования, который предоставляется на подобных мероприятиях, обеспечивает артисту выступление только под фонограмму. Все обычно ограничивается мини-диском и пультом с половиной неработающих кнопок, — язвит Киркоров. — Теперь же, любезные, будьте добры предоставлять пульт на 36 дорожек, мониторный пульт, звуковой пульт в зал и комбики гитарные, и барабанные установки, озвучивающие отдельно каждый барабан. Это все стоит огромных денег».
Правда, вероятно, Киркоров еще не успел должным образом ознакомиться с текстом указа, иначе знал бы, что речь идет только о живом вокале, для которого наличие барабанной установки не обязательно.
С просьбой прокомментировать новую директиву московского правительства «Парк культуры» обратился к главному специалисту по концертной деятельности департамента культуры Елене Жубриной.
«Данное постановление касается только мероприятий, организуемых департаментом культуры правительства Москвы. Теперь в контракте с исполнителем об участии в концерте обязательно будет стоять пункт о том, что в его выступлении не будет использована вокальная фонограмма. Речь идет не только о концертах в дни народных гуляний, приуроченных ко Дню города и Дню Победы, но и об общественно значимых, юбилейных мероприятиях. Исключение составляет только Новый год — согласно действующему законодательству, артист не обязан петь живьем при температуре воздуха от минус четырнадцати градусов и ниже, — сообщила г-жа Жубрина.
— Мы понимаем, что даже выступление под «минус» повлечет за собой серьезные технические изменения на площадках, но мы к ним готовы».
Специально для «Парка культуры» ситуацию прокомментировал Игорь Тимошин, вокалист и гитарист группы «Небо Здесь», принимавшей участие в праздничных концертах на открытых площадках. «Наша группа несколько раз выступала на концертах, проводившихся в рамках народных гуляний в честь Дня города и Дня Победы. Мы попробовали играть живьем на концерте, приуроченном ко Дню Победы. Это было очень сложно, почти невозможно. На сцене нет соответствующего бэклайна в виде гитарных и басовых усилителей. На мой взгляд, слушатели не понимают всех тонкостей живого звучания и не отличат группу, работающую под фонограмму, и группу, работающую, допустим, под минус. Кроме того, у организаторов нет понимания того, что такое рок-концерт: мы сказали, что для этого нужно, организаторы сказали, что это нереально. Я думаю, что посетителям подобных концертов даже удобнее выступление под фонограмму — слышно слова и музыку, чего не всегда удается достичь при живом звуке», — заявил музыкант.
Тимошин также отметил, что недобросовестным артистам это вряд ли причинит неудобства. «Дело в культуре слушателя. Если бы нынешнее положение было неприемлемо для людей, оно бы уже было другим, — подчеркнул Тимошин. — Я знаю, например, что министр культуры Азербайджана Полад Бюль-Бюль Оглы вообще запретил выступление под фонограмму. Однако разница с московской ситуацией в том, что Бюль-Бюль Оглы — серьезный профессиональный музыкант, который в состоянии самостоятельно оценить уровень исполнителя и его профессиональные качества».
Напомним, что в Азербайджане использование «фанеры» на концертных площадках запретили еще в 2001 году. В 2005 году президент Туркменистана Сапармурат Ниязов также запретил использование «фанеры» не только на концертах и по ТВ, но и на свадьбах и семейных торжествах, потому что это «отрицательно влияет на развитие песенно-музыкального искусства эпохи независимости Туркменистана».
Петь «под плюс» на коммерческих концертах запрещено и в Китае. Нарушителям грозит траф в 100 тысяч юаней ($12 тыс.) или отлучение от сцены. Запреты на пение под «фанеру» планируют ввести на Украине и в Казахстане, а в Белоруссии певцы, исполняющие песни вживую, имеют ряд льгот.