Книга «Московское метро. Путеводитель», изданная ближе к осени издательством «Книги WAM», только что вышла вторым изданием. По двум причинам. Во-первых, за эти несколько месяцев в московском метро стало уже не 172, а 173 станции — открылась «Трубная», поэтому и понадобился некоторый апгрейд информации. Во-вторых, это просто хорошая книжка, которая, по слухам, разлеталась в продаже, как горячие пирожки.
А хорошая она по многим причинам. Московское метро… Или «Московский метро»? Как можно узнать из книги, в момент своего создания, в середине 1930-х годов, слово «метро» в русском языке было мужского рода. Но не будем отвлекаться. Так вот, московское метро, если называть вещи своими именами, — самое главное культурное достояние столицы. Его культурное значение несопоставимо ни с Кремлем, ни с Большим театром, ни с Храмом Христа Спасителя, ни со сталинскими высотками.
Во-первых, востребованность и посещаемость. Нет, наверное, ни одного гостя столицы, не спустившегося посмотреть на этот памятник архитектуры. Да что там гости – москвичи в метро ходят! Те самые москвичи, которые в Третьяковке если и были, то в школьные годы чудесные.
Во-вторых, культурный шлейф. Вы когда-нибудь слышали мифы и легенды про Большой театр? Сказки про него рассказывает разве что Михаил Ефимович Швыдкой, и то на заседаниях правительства с целью выклянчить еще больше денег на ремонт. А слухи и байки про метро – это уже целый культурный пласт городского фольклора, они ходят из уст в уста десятилетиями и постоянно сочиняются новые. Как, например, недавняя байка про Человека Из Будущего, живущего в мозаике «Борьба за Советскую власть на Украине» на станции «Киевская кольцевая», — того самого партизана, который сидит в самом углу картины с ноутбуком на коленях и беззастенчиво треплется по мобильнику.
И только из вышеупомянутого путеводителя можно уяснить, что мобильник на самом деле – «полевой телефон ТА-57», а от лэптопа неотличима крышка от ящика с телефонным аппаратом.
Про культурную ценность распинаться не будем за ненадобностью, переходим сразу к культурной целостности. Так вот, московское метро – едва ли не единственный культурный ансамбль Москвы, целостность которого практически не была нарушена. Там, наверху, давно ничего нетронутого не осталось. Нет ни одной улицы, про которую можно было бы сказать: «это сталинская Москва» или там «это – Москва замоскворецкая». Везде что-нибудь построили, сломали, перестроили или нарушили ландшафт небоскребом на горизонте. А то и просто рекламой завесили. Ничего нетронутого не осталось, ничего, в Кремль и то Дворец Съездов запихали.
И только в метро благодать. Только там все в неприкосновенности. Вот тебе метро сталинское — «дворцы для трудящихся», вот станции-хрущобы с сортирной плиткой, вот мрачноватый официоз брежневских 70-х, а вот уже и лужковская подземная Москва с кичевой роскошью и эмалями Церетели. И все на месте, все никуда не делось, стояло и стоять будет.
Вся история как на ладони. Если что менялось, то только названия.
Станция «Охотнорядская», она же «Охотный ряд», она же «Станция имени Л.М. Кагановича», она же «Проспект Маркса», она же опять «Охотный ряд». Во всем остальном изменения были настолько незначительными, что все они отражены в путеводителе, теперь только там и можно узнать, на какой станции, к примеру, был самый большой портрет Сталина или что спрятано под декоративными щитами напротив западной экскалаторной арки «Арбатской АПЛ».
Написать про московское метро все, пусть даже в самой толстой книжке, естественно, невозможно. Даже беглый обзор только с архитектурной точки зрения вылился в огромный том «Московский метрополитен», выпущенный тем же издательством в прошлом году. «Московское метро. Путеводитель» — это, собственно, «демократически-утилитарная» версия этой книги, в которой использована часть тех же иллюстраций. Плюс – не мучают читателя архитектурными тонкостями и рассказывают не только про архитектуру. Композиционно путеводитель состоит из трех частей.
Первая, самая обширная, – это подробный рассказ про 47 самых значительных станций московского метро с прекрасными иллюстрациями и неожиданными подробностями. Вторая – уже короткие справки, но зато про каждую из 173-х: когда запущена в эксплуатацию, кто проектировал и строил, тип конструкции, куда с нее можно попасть. Третья часть — «Вся Москва у метро», здесь все наоборот – самые примечательные места столицы, а в скобках – станции метро, откуда до них добираться.
5 маршрутов, 173 станции, 170 страниц, а внутри – ответы на все ваши вопросы.
Куда ехать смотреть Дейнеку, а куда – Мухину? Кто из натурщиков скульптур на «Площади революции» танцевал с английской королевой, а кто стал Героем Советского Союза? От чего лечит прикосновение к лодыжке тамошней «Студентки»? Почему абсолютно незагруженная «Кропоткинская» была сделана такой огромной, и при чем здесь Древний Египет? На какой станции висит портрет Франклина, того самого, с долларов, и почему он там висит? Что нужно делать с монеткой на «Маяковской»? Почему преподаватели геологии любят привозить студентов на «Динамо», а палеонтологии – на Добрынинскую? На какой из станций устраивали художественные выставки, перекрывая пути дощатым настилом, где заседал Генштаб Вооруженных сил СССР, а где — партия и правительство? Чем обусловлена гигантомания вполне себе рядовой станции «Партизанская» с несколькими платформами и высоченными потолками? Почему Арбатско-Покровская линия так называется, если никакой станции «Покровской» нет и не было? Какая станция по своей акустике может сравниться с Московской консерваторией?
Нет ответа только на один вопрос: какое же метро лучшее в мире. Потому что это и так всем понятно.
«Московское метро. Путеводитель». М.: Книги WAM. 2007