Хотя на выставке представлены подлинные афиши тех времен, то есть, несмотря на некий изначально архивный характер проекта, нет в этом ни ностальгии, ни обличительного пафоса, ни псевдотеатральности, когда воссоздается атмосфера и антураж соответствующей эпохи. Данная выставка не является также прямым экскурсом в историю кино. Это прежде всего художественная выставка, на которой организаторы попытались показать (пусть отрывочно и неполно) развитие авангардного и советского полиграфического искусства в контексте общей истории изобразительного искусства начала и середины 20-го века.
Отсюда и соответствующее экспозиционное решение – плакаты развешены вдоль стен, как картины, с указанием автора, названия и техники, а рядом с каждой афишей прямо на пол проецируются релевантные фильмы. Для желающих в отдельном боксе те же фильмы демонстрируются конвенциональным способом.
Иными словами, афиша и кино на выставке поменялись ролями и теперь движущиеся картинки лишь иллюстрируют застывшие кадры плакатов.
Черно-белое кино служит для плакатов прекрасным оттеняющим фоном, благодаря которому яркие цветные картины не только лучше воспринимаются, но и становится понятней их художественный язык. Так, например, начинаешь понимать, что пластика и динамика плакатного изображения диктуется не только и не столько окружающей реальностью, а прежде всего новой эстетикой кино и видоизменяется вместе с ней. По крайней мере, на ранних этапах развития кино, в 20-е годы, художники пытаются решить поставленную новой технологией задачу – как передать в статичной картине движение (а позднее и звук) адекватно кино.
Для этого художники перенимают приемы режиссеров – монтаж, ракурсы, игру планами, которые передаются в картинах путем непропорционального деления плоскости и фрагментарного изображения, игрой масштаба, интенсивными цветами и разнообразными шрифтами, за счет гиперболизированного изображения эмоций, а также различными линиями, которые то рассекают пространство, то закручиваются в спирали. В этих работах художники-плакатисты намного опередили поп-артистов и уж тем более дадут фору современным видеопортретистам.
Трудно поверить, что большинство этих плакатов нарисованы гуашью и карандашами на плохой бумаге.
Глядя на эти картинки, невольно соглашаешься с вождем мирового пролетариата, который объявил кино важнейшим из искусств. Кажется, что и сам товарищ Ленин высказал свой постулат, не только узрев в кино идеологически-пропагандистский потенциал, но и будучи просто им очарован.
А художественный плакат заставлял любить кино еще больше. Недаром над его созданием трудились художники, многие из которых стали впоследствии главными пропагандистами страны – Анатолий Бельский, Михаил Дуглач, Николай Прусаков, Николай Хомов, Григорий Борисов, братья Владимир и Георгий Стенберги. Достаточно вспомнить, например, что Владимир Стенберг был в различные годы главным художником-оформителем Красной площади к праздничным торжествам, главным художником Днепростроя, главным художником ЦПКиО им. Горького. У многих из них сходные биографии – Строгановка, ВХУТЕМАС, работа в области киноплаката, а затем оформление различных государственных празднеств и выставок достижений народного хозяйства. Действительно, русский авангард подготовил достойные кадры для работы в советской пропаганде. Но это, как говорится, уже другая история.