В этом году исполняется 200 лет с момента установления первых контактов между Австралией и Россией. Недавно президент Путин посетил Австралию. Со своей стороны, южный континент делегировал в Москву Трента Парка, фотографа, члена престижного международного фотоагентства Magnum Photo, обладателя не менее престижной американской премии «Фотография года» (POY).
Его выставка открывала новую галерею на Винзаводе Photographer.ru. Одноименный и очень достойный фотопортал существует уже 9 лет. С той же заявкой на максимально высокий уровень открылась и реальная галерея, которая явно ориентируется на мировые стандарты. Об этом можно судить хотя бы уже по внутреннему дизайну: двухуровневое пространство, выкрашенное в единый серый цвет, разделено стеной, которая с одной стороны служит экраном, а с другой на ней оборудованы стеллажи. Фотографии крепятся на специальных струнах, натянутых между полом и потолком.
Все выглядит вполне стильно и лаконично, представительницы посольства Австралии и Magnum Photo, а также другие заморские гости смотрелись в этом интерьере вполне органично.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что весь Винзавод постепенно начинает все больше меняться в лучшую сторону. По крайней мере, внешне осталось совсем немного для того, чтобы это не было похоже на тюремный двор: осветить внутреннюю территорию, убрать с проходной спящих собак (хотя пусть лучше спят) и решить вопрос с туалетами, по которым или по отсутствию оных всегда можно определить, в какой стране вы находитесь. Ну и, конечно, вместо светских вечеринок побольше делать достойных выставок вроде экспозиции Трента Парка.
В проекте «Dream/Life», на который австралийский художник потратил пять лет, Парк занимается уличной фотографией — снимает на улицах большого города, умело избегая привычных для жанра интонаций — пафоса, брутальности, гламура. Просто небольшие черно-белые фотографии в скромных черных рамках. В принципе, Парк снимает Сидней, но понять это человеку, никогда не бывавшему в этом городе, сложно, да и, наверное, не нужно — на фотографиях Парка нет видов города Сиднея, как в путеводителях или туристических рекламных буклетах. Парк также не «вскрывает социальные язвы» — он не фотографирует бомжей, калек, руины и свалки. По-видимому, он поэт-лирик по натуре, а потому главной его темой является одиночество в большом городе, где даже в толпе каждый человек всегда один.
Но это не трагическое одиночество, а, скорее, одиночество сна.
И, словно во сне, на многих фотографиях невозможно разобрать лица, а фигуры находятся в каком-то странном движении — то ли в полете, то ли в прыжке. Много только теней-призраков, отражений и тумана, от чего, казалось бы, документальные кадры превращаются в сюрреалистические картины. Эффект стекла, прозрачного и одновременно отражающего, создается, очевидно, за счет обилия воды, дождя, луж на снимках Парка, отдаленно напоминая фильмы Тарковского, особенно «Зеркало» и «Сталкер». Вместе с тем, несмотря на свой сюрреалистический характер, фотографии Парка не производят впечатления случайных снимков. Фотограф обладает жестким взглядом документалиста и одинаково хорошо строит кадр, либо издалека, когда смотрит, например, на людей, летящих на веревке с высотного здания, либо подходя совсем вплотную. Кажется, что Парк не сидит где-то сверху, в засаде, а все время находится рядом, в толпе, в нужном месте, в нужное время, и просто камера у него всегда с собой.
Впрочем, кроме камеры у него всегда с собой что-то еще: талант, любопытство и уверенность в том, что мир, включая Сидней, — это очень таинственное место.