Все сошлись на том, что пиво опять чем-то разбавили. В начале обоих дней на поле аэродрома Тушино шутку про стиральный порошок для пены и димедрол для балдежного эффекта можно было услышать на самые разные голоса. Однако уже к середине концерта остроязыкие меломаны умудрялись употребить столько чудодейственного и традиционно для фестиваля очень дешевого напитка, что больная голова уже не списывалась на его качество, а раздражение вокруг рта — лишь на вынужденный сон лицом, допустим, в шашлыке, который, кстати, нареканий не вызывал.
Среди прочих развлечений можно было выделить заявленные в программе раста-байки (велосипеды самых неожиданных конфигураций), традиционная американская забава с седланием механического быка (девушкам это испытание предсказуемо удавалось лучше) и палатку с интеллектуальными играми.
Помимо умственного удовлетворения из нее можно было вынести подстилку для сидения и флакон мыльных пузырей.
Ну и, конечно, главным дополнением к пиву была собственно музыка, которая на протяжении чуть более чем девяти часов в каждый из двух дней лилась со сдвоенной сцены.
Программа в оба дня была выстроена по одному и тому же принципу. Сначала, шел блок из шести-семи молодых клубных команд для сочувствующих и немногих примкнувших, далее эстафета переходила к более популярным коллективам, а замыкали марафон бронебойные хедлайнеры и диковинные заграничные гости. Правда, как и ожидалось, в первый день удивляться было особо нечему, разве что французские панки Spooky Jam деловито разделись до плавок прямо на сцене. Еще, конечно, отличились неутомимые алисоманы, которые устроили традиционное файер-шоу и в процессе сожгли какой-то флаг, точно так и не атрибутированный окружающими.
Второй день начался, в общем, тоже без затей. Просыпающихся москвичей не удалось расшевелить ни «Dельте», исполнившей нестареющей хит группы «Альянс» «На заре», ни призывам вокалиста «Моря и кораблей» расправить крылья, ну или в крайнем случае, простите, «раздвинуть булки». Из молодежного, по сути, разогревающего блока развести народные массы на общение удалось разве что команде «Сталинград», которая между песнями затеяла поиграть во фрисби с фан-зоной.
Первой группой, на которую бурно отреагировал весь аэродром, стал, конечно, «Наив», под предводительством постоянного ведущего фестиваля Александра «Чачи» Иванова. Многие уже успели проснуться, наиграться в развивающие игры, и короткий панк-концерт вполне органично стал следующим звеном в цепи нехитрых развлечений. Тем сильнее было негодование, когда так много обещавшее выступление москвичей сменилось психоделическим фолком Инны Желанной, к которому собравшиеся явно не были подготовлены. Лучше был воспринят Алексей Паперный («Паперный Т.А.М.») со своими простодушными куплетами про матросов и вокзалы.
Выступление группы Fun-Da-Mental выглядело совсем уж грустно.
Дело в том, что в их музыке помимо танцевальных ритмов и хип-хопа намешано просто-таки взрывоопасное количество самых разнообразных этнических элементов, от традиционных индийских и пакистанских инструментов до диковинных вокальных сэмплов. На деле же до зрителей, расположившихся за пределами фан-зоны, долетали только разрозненные обрывки жесткого бита да яростных речевок. На лицах посетителей фестиваля все происходящее вызывало нескрываемое недоумение, которое довольно быстро сменилось призывами уйти со сцены в известном направлении. Разве что перформанс с американским флагом, украшенным надписью «Terrorist No.1» и закрывшимся им совершенно обнаженным лидером коллектива чуть охладил чувства поклонников страшилок «Короля и Шута».
Остается надеяться, что в силу незнания русского языка истинный смысл призывов публики остался для музыкантов неведом.
Во всяком случае, на пресс-конференции после выступления (которая проводилась без переводчика) они выглядели вполне довольными и охотно рассказывали, что государство, дескать, должно быть слугой народа, а везде, где это не так, очень плохо. Тем временем на сцену вышел желанный «Король и Шут», а вслед за ним и ударившее по хитам всех времен «Браво», с которых вообще все взятки гладки.
Остальные заграничные гости были приняты вполне тепло. Ньюйоркцы Hazmat Modine со своим театрализованным блюзом и огромным тромбоном попали в пивное настроение и если оставили какое-то впечатление, то только положительное, хотя команда они, конечно, клубная. Французы Pleymo вполне ожидаемо после недавних успешных российских гастролей порадовали суровых московских парней жестким и злым ню-металлом.
Главной интригой фестиваля было то, как воспримут разгоряченные и уставшие к концу дня фанаты русского рока Натали Имбрулию, которая, как ни крути, уж точно слабо соотносится с пафосом мероприятия.
Однако, несмотря на частично схлынувшую еще во время предыдущего «Сплина» публику, оставшиеся приняли ее поп-рок вполне благосклонно. Особенно забавно было наблюдать, как у нетрезвых юношей с ирокезами, выучивших «Ели мясо мужики» тверже гимна РФ, вдруг неизвестно откуда на устах оказывались слова песни, допустим, «Torn». Кажется, для них самих такие познания в области австралийской поп-музыки были неожиданностью.
Резюмировала все произошедшая колыбельная «No Surprises» от Radiohead, прозвучавшая во второй день последней. Действительно, никаких тревог и никаких неожиданностей фестиваль не принес. Очевидно, что «Крылья» все так же популярны среди широких масс — билеты недорогие, пиво дешевое. А главное, формат народного гуляния, к которому фестиваль с каждым годом все ближе, всегда останется популярен. А там, глядишь, и превратятся «Крылья» из смотра достижений русского рока, которыми были изначально, во вполне себе международного уровня фестиваль, на который и тех же Radiohead (заветную мечту российских промоутеров) можно будет уболтать.
Главное, чтобы димедрол не запретили.