Есть серьезный соблазн предположить, что как-то ночью знаменитых сценаристов Марка Бомбэка и Дэвида Маркони похитил из их славных домиков в Малибу отряд «морских котиков». Литераторов перевезли в Гуантанамо, одели в оранжевое, надели пакеты на головы, к ним вышел бравый полковник и сказал: «Парни, страна в опасности. Сделайте все, что требуют от вас Бог и Америка». После этого им засунули паяльник куда надо, поднесли вилку к розетке, и литераторы принялись писать «Крепкий орешек 4.0».
Обстоятельства, правда, повлияли не только на их патриотизм, но и на способность к логическому мышлению. Но это оказалось несущественно — фильм получил самые восторженные отзывы от первых зрителей и в прессе, радостно принявшей возвращение Джона Макклейна.
В конце концов, патриотизм — не привилегия полковников.
Обнаружив, что центр по борьбе с компьютерными преступлениями подвергся хакерской атаке, его руководство решает собрать и допросить всех дельных хакеров. Детектив полиции Нью-Йорка Джон Макклейн только что испортил свидание своей дочери — весьма резкой девице. Теперь ему надо арестовать и привести в штаб ФБР юного умельца — ночь определенно не складывается. Насколько не складывается — он узнает, когда квартиру умельца обстреляет отряд одетых в черное негодяев, придется замочить троих из них, засунуть хакера в машину и ехать в Вашингтон. Когда они доберутся, все пойдет совсем наперекосяк — половина хакеров из списка кандидатов на наручники уже будет убита неизвестными, а страна подвергнется массированной цифровой атаке. Дорожное движение, аэропорты, коммуникации — буквально все полетит к черту. Апофеозом хаоса станет транслированное по телевизору обращение, составленное из фрагментов речей президентов США, из которого следует, что страна подверглась атаке террористов и они безжалостны. Понятно, что ФБР и АНБ бессильны, и расхлебывать кашу придется Макклейну и малышу хакеру.
Поставил картину режиссер Лен Уайзман, снявших две части готического «Другого мира». Угодил он на этот проект благодаря тому, что Джон Мактирнан, постановщик первого и третьего «Орешков», находился тогда на пороге тюрьмы — ему светило пять лет за лжесвидетельство по знаменитому «делу Пелликано».
Уайзман, положившись на каскадеров и трюки больше, чем на CGI, поставленную родиной задачу выполнил: когда Макклейн сбивает вертолет машиной («У меня просто кончились патроны») или падает с моста на крыло истребителя F-35, по всем миру раздаются радостные аплодисменты.
То, что перед этим истребитель, имеющий на вооружении самые современные ракеты, в течение пяти минут не может попасть в огромный грузовик, никого не смущает. Как, впрочем, и все прочие бесчисленные нелепости сценария, напоминающего истерику секретарши перед компьютером, выдавшим непонятное сообщение. Во всяком случае, ключевая фраза «Он может скачать всю финансовую информацию США на свой винчестер» отдает чем-то столь же трогательным.
Но и это, в общем, мелочь. Макклейна жалко.
Этот ирландский отморозок входил в тройку самых замечательных «неправильных» копов вместе с Гарри Каллаханом из «Грязного Гарри» и Мартином Риггсом из «Смертельного оружия» — просто слишком упрямый, чтобы сдаться, слишком шальной, чтобы проиграть, и слишком ехидный, чтобы умереть. Твердая кость Америки. В «Крепком орешке 4.0» он похож на полный неостановимой решимости спасать мир шар для боулинга — не в смысле лысины, конечно, а в смысле абсолютной гладкости. Несколько удачных шуток (например, появление Кевина Смита в роли компьютерного фрика) проблемы не решают — в боулинге тоже бывает смешно. Против этого создания даже не стали выставлять сколько-нибудь заметного злодея вроде Алана Рикмана или Джереми Айронса из предыдущих фильмов — злодеями командует Тимоти Олифант из сериала «Дэдвуд». И так понятно, что смысла нет.
Джон Макклейн красиво постарел и решительно шагнул в новые времена, где человечность ценится меньше гуманизма, а назидательность больше достоверности. Если хотите увидеть старого Макклейна — сходите на «Планету страха» и посмотрите, как Уиллис подмигивает злодею-профессору. Если хотите посмотреть самолет и грузовик — сходите на «Крепкий орешек». Там можно убедиться, что Брюс Уиллис по-прежнему бог и что даже боги порой бессильны перед глуповатым течением времени.