Через пятьдесят лет Солнце предательски скукожится, и в Австралии, сейчас изнывающей от озоновой дыры, станут лепить снеговиков. Сложно представить, что примутся лепить у нас, уже потирающих руки перед глобальным потеплением, которое, как известно, затопит всех, кроме Москвы. Но как бы заграница Россию не любила, земляне решают вновь разжечь светило, подбросив немножечко радиоактивных углей в самый независимый от «Газпрома» топливный ресурс.
Поэтому к Солнцу посылают специальную астробомбу, напоминающую по форме известный отопительный прибор «рефлектор». Не очень ясно, зачем этой навороченной штукенции столь массовая техподдержка из восьми человеческих особей обоего пола, когда уже за полвека до этого Марс объездили два супернадежных робота. Однако раз ответственным за бомбу назначили прекрасноликого Киллиана Мэрфи, то экипаж там безусловно нужен, чтобы, как минимум, эффектно умерев по очереди, дать возможность главному герою нажать судьбоносную кнопку в гордом одиночестве.
Глядя, как голубоглазый ирландец шустро оккупирует единственный скафандр, обрекая на декомпрессию товарища, становится ясно, что насчет кнопки он настроен весьма решительно. В Австралии, которой до «Газпрома» далеко, у него замерзают жена и дети как-никак.
К базовой идее «Пекла», что Солнце не собирается отоплять нас вечно, претензии решительно отсутствуют. Все должны знать об этом хотя бы из курса школьной физики. Некоторые вопросы вызывают сроки. Из того же курса известно, что это печальное событие произойдет не раньше, чем через пять миллиардов лет, но уж никак не через пятьдесят, когда люди только-только начнут жить по человечески, победив СПИД, присоединив США к Ираку и пересев в мерседес на вечном двигателе. На этот случай создатели фильма запаслись палочкой-выручалочкой в лице научного консультанта Брайана Кокса, которого Дэнни Бойл привез в Москву для раскрутки «Пекла» вместе с Киллианом Мэрфи.
Доктор Кокс — довольно забавная фигура, бывший рокер, сейчас переключающий тумблеры на гигантском ускорителе в Швейцарии, а в перерывах объясняющий по телевизору, что такое атом. Ему, похоже, можно доверять. Единственное, что по-настоящему смущает, так это удивительное сходство доктора с исполнителем роли физика-взрывателя Киллианом Мэрфи. И тот, и другой, вообще-то говоря, одно и то же лицо с разницей примерно в десять лет при условии несоблюдения диеты.
А учитывая специфические задачи шоу-бизнеса плюс нынешнее состояние фундаментальных наук, которые, кажется, уже доказали, что Вселенная имеет форму перегруженного чемодана с отваливающейся ручкой, таких людей лучше держать от техники подальше.
Как бы то ни было, если закрыть глаза на некоторые космогонические неувязки и то, что звездолеты продолжают оглашать космический вакуум ревом «запорожца» с пробитым глушаком, «Пекло» довольно убедительно живописует мощь научно-технического гения, подкрепленную консультациями бывших тружеников индустрии развлечений. Получилось не столько эффектно, сколько… ммм… занятно. Непонятной жужжащей техники здесь просто завались, все надежно работает, эффектно крутится и подмигивает лампочками, чтобы в нужный момент не менее красиво выйти из строя, нагнетая саспенс (особенно хорош «рефлектор»).
В этом смысле «Пекло», конечно же, фильм мужской. Не спасает даже присутствие Мэрфи: за первые десять минут, когда он, хлопая пышными ресницами, продиктует прощальный мессидж мерзнущей супруге, девушки умрут в экстазе. С пятнадцатой их можно отпускать на шоппинг: Бойл, решив, что гламурчигов достаточно, все оставшееся время продержал звезду в плебейской маечке и мятых брюках, цыплячьей грудью, «бетховеном» на голове и синюшностью лица довершив идущий Киллиану образ не столько физика, сколько молодого алкоголика. Наконец, романтическая теория, что если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно, омрачается в момент, когда на погибшем чужом звездолете космонавты обнаруживают пыль, «на 80% состоящую из частичек кожи» и внешним видом действительно напоминающую перхоть, от которой к 2057 году человечество по всем прогнозам должно наконец избавится.
Каким-то заковыристым образом эти «80%» перхоти перетекают в несвежее поэтическое сравнение, что «люди — это звездная пыль». Или тут что-то переводчики напутали?
«Пекло», однако, может подтвердить другие не менее романтические выводы: сейчас космическую программу толкают вперед люди, насмотревшиеся «Отроков во Вселенной» и «Звездных войн». Это так. Если нынешние мальчишки придут в восторг от ортодоксально технократического «Пекла», то мы, глядишь, к 2057-му тоже полетим на Марс. Маузером кинокритики размахивать перед такими явлениями культуры бесмыссленно: да, это не лучший фильм Дэнни Бойла, но должна же быть и какая-то практическая польза от самого важного из искусств? Однако некоторые претензии мы все же выскажем. Тот же технопарк: в «Пекле» он мало изменился со времен Кубрика и «Москва-Кассиопея».
Вопрос: или это техника совсем не эволюционировала, или кино никуда не развивалось? А если то и другое так взаимосвязано, то может стоило придумать наконец что-нибудь более захватывающее, чем рефлектор, увеличенный до размеров Эйфеловой башни?
И второе. Раньше в иностранных фильмах про покорение космоса в экипажи звездолетов обязательно включали мистера Волкоффа, сурового мужчину со славянским акцентом и арийским чубчиком, жертвующего жизнью в ответственный момент. В экипаже «Пекла» соотечественников уже не наблюдается, а вот китайцев двое, и есть даже один маори. С другой стороны, если мистер Волкофф переквалифировался из космонавта в нефтедобытчика, а Солнцу через полвека кердык, то без наших космических технологий никакие маори к нему и так не полетят, а вот «Газпром» покажет всем такое пекло, что мало не покажется.