Все здесь построено на формуле «если есть на стене ружье, оно рано или поздно выстрелит». Если в кадре есть старушка, она выстрелит. Если есть безвредный миляга — он выстрелит тоже. И даже лебедь, сбежавший из одного из подсобных хозяйств, в известном смысле тоже выстрелит. Такое уж это кино.
Вся безупречная карьера британского полицейского Николаса Ангела, включая ножевое ранение от переодетого Санта-Клаусом грабителя, пробегает у нас перед глазами в прологе. Однако долгая и славная служба дала неожиданный результат. Вместо того чтобы наградить героя, его ссылают в дальнее захолустье — слишком уж бледно на фоне отличника выглядят его коллеги. Так Ангел оказался в Стэнфорде — местечке, где никогда не происходит преступлений. Арестовав в первый же вечер несколько молокососов, распивающих пиво в баре, и пьянчугу, решившего сесть за руль, Ангел почти приуныл, поскольку пьянчуга оказался полицейским, а против потребления пива молодежью не возражает даже его новый босс. Все пытаются убедить ретивца, что это не город и здесь другие правила.
В пору уже заскучать, предположив, что британская буколика вот-вот перевоспитает городского невротика и все скатится к пивному гуманизму.
Но тут как раз некий злоумышленник в черном плаще с капюшоном отрубает топором головы местному адвокату, играющему в любительском театре, и его любовнице. А история, неторопливо набирая ход, движется к финалу, не уступающему в безумии «Живым или мертвым» отморозка Миике.
Собственно говоря, учить английский язык стоит ради как раз таких случаев, а вовсе не для того, чтобы умело тормошить официантов в поездках. Фильм, к которому сам просится ярлычок «британская черная комедия», как Вудхауз — неизбежно теряет в переводе значительную часть обаяния. Оставшегося, впрочем, почти достаточно. Выручает белоглазая непроницаемая физиономия сыгравшего Ангела Саймона Пега, полуоткрытый рот толстяка Ника Фроста, сыгравшего деревенского напарника героя, одолевающего его вопросами:
«А ты стрелял в прыжке? А с двух рук? А приходилось тебе от отчаяния палить в воздух и кричать «А-а-а-а-а-а-а!!!», как Кеану Ривзу в «На гребне волны»?»
Все эти фокусы, кстати, история даст возможность проделать ему самостоятельно. Зрителю же останется поводить в изумлении плечами, глядя, как банда безумных клоунов в лице режиссера Эдгара Райта и его подельников умело превращает трагедию в фарс. После того как в фильме упомянуты «Соломенные псы», где одна из актрис местного любительского театра исполняла почетную роль десятого плана, становится ясно, что цель этого балагана — свести счеты со всеми любимцами постановщиков. Дурацкие усатые детективы в темных очках, спатифиллум в горшке, который заботливо поливает Ангел, зловещий хозяин магазина Тимоти Далтон и его подручный, словно выскочивший из «Семейки Адамс».
Это как хоррор на алее звезд, когда взламывая асфальт и выстреливая афоризмами, из-под земли появляются призраки Грязного Гарри и обычных подозреваемых.
Что неудивительно, предыдущим проектом той же компании был «Король мертвецов», пародийный зомби-хоррор.
Все это проделано с британским тактом и обаянием. И если бы Райту и компании удалось, покатываясь с хохоту, сохранить серьезное выражение лица, «Типа крутых легавых» можно было бы записывать в фольклорную классику. Но, давясь от смеха, трудно работать — тут не докручено, там не доверчено, здесь у селянина того и гляди усы отклеются, там старушка столь зловещая, что вот-вот глаза повылезут. Классикой фильм не стал, обернувшись лишь крайне приятным времяпрепровождением.
Кстати, ржавая, но готовая к действию морская мина в сарае фермера — это, согласитесь, сильно.