Ей-богу, если есть на свете святой парень, так это Крис Гарднер (Смит). Не пьет, не курит, чтит жену, бегает за сыном в детский садик и бьется за каждый доллар — распространяет тензиометры, дорогие аналоги рентген-аппаратов. На целую гору тензиометров он ухнул все сбережения семьи, а вот теперь больницы отказываются их брать. С христианским смирением он принимает унизительные ремарки красавицы жены Линды (Ньютон), когда делится с ней своей новой мечтой — поступить на стажировку в крупную брокерскую контору. Если вы заметили, то в американских фильмах о настоящих человеках, о становлении, успехе и прочих важных мужских делах жены играют только одну, хармсовскую роль — абсурдно и тупо клюют приличных мужиков в темя, случись тем попасть в неприятности даже на пятнадцать минут.
Сразу: «Пожалуйста, положи вот сюда ключи от дома, сюда ключи от машины, с детьми будешь видеться после суда, я никогда не испытывала с тобой полноценного оргазма, я изменяла тебе с твоим братом и кричала при этом на весь квартал. Сожалею, что ты оказался таким мудаком». Так, раздраженно и с прощальной улыбкой сожаления.
Что уж тут сказать, когда бедной женщине приходится работать в две смены, терпеть вид многочисленных тензиометров и сливать в кувшин недопитый за ужином сок. Отнять квартиру она не может — квартира съемная, поэтому мстит за тензиометры соответственно обстоятельствам — уходит, оставляя крошку-сына обанкротившемуся мужу.
Далее Криса берут-таки на стажировку, и начинается гонка за судьбой: ему не платят стипендии, шансов зацепиться за брокерство почти никаких, тензиометры ломаются (Вам уже надоело про них слышать? А теперь представьте, каково Крису!), пропадают и проч. На руках крошка-сын, обязательства хорошо выглядеть и платить за квартиру. Потом поиски клиентов для своей конторы, изгнание из квартиры, ночлежки, голод, стиснутые зубы и мужские слезы. А главное — бесконечная любовь к сыну.
Все это реальная история 80-х годов, рассказанная четыре года назад в телепередаче «20/20» уже Гарднером-миллионером.
Разумеется, все самое нежное, жалкое, невозможное и святочное в нее догрузили для остроты чувств: в реале мальчик был подростком, а не пушистым малышом, стипендию, хоть и маленькую, Крису все же платили, и, главное, он никогда не умел складывать кубик Рубика — в фильме это самая впечатляющая деталь, доказывающая биг-боссам крисову неординарность. После того как Гарднер мужественно позволил отлакировать свою жизнь для придания ей большей американскости и мечтистости, он быстро сел и написал книгу-автобиографию, где расставил живые акценты.
Сложную задачу — поставить картину с подобным сюжетом, да так, чтобы она не напоминала медленно растворяющийся во рту кубик рафинада, — «Сони пикчерз» доверила итальянцу Габриэле Муччино, известному у нас по фильму «Прощальный поцелуй». Это не менее банальная по уровню постановки вопроса житейски мудрая мелодрама о том, что в жизни лучше — старая добрая невеста или молодая добрая любовница. Особенно если они обе молодые красавицы.
Среднеобеспеченный талантом режиссер не подвел ожиданий: «В погоне за счастьем» напоминает никак не кубик сахара во рту, а огромный кусок шоколадного торта, и его сливочной горчинкой у зрителя забит рот до конца сеанса.
Главная мысль осталась раздетой до скелета: усилия доброго гражданина всегда вознаградятся. В какой-то момент «гражданина» даже можно сменить на «христианина» — появляется добрый пастырь (преподобный Сесил Уильямс в роли самого себя), и история даже тянула бы на притчу, если бы не полное простодушие формулы «погоня за счастьем — погоня за деньгами». Все-таки это были неприятные восьмидесятые годы рейганомики, а тяжелый экономический спад оставляет маленькому человеку благословенную прозрачность цели. Сегодня погоня за счастьем петляла бы по лабиринтам рефлексий и пресыщенности.
Но в любом случае бывают в жизни моменты, когда и статьи в глянцевых журналах с историями успеха и советами психолога работают и подбадривают. Если в жизни такой момент — вам в кино. Как там плачет Смит в конце, как плачет! Стоит видеть.